Вывести на печать

Система управления полетом. Управление полетом вертолета осуществляют с помощью четырех органов управления. Это рычаг управления двигателем, рычаг «шаг – газ», ручка управления и педали ножного управления рулевым винтом.

Рычаг управления двигателем регулирует подачу топлива и, следовательно, мощность двигателя.

Рычаг «шаг – газ» служит для регулирования подъемной силы посредством изменения общего шага лопастей несущего винта. Этот рычаг располагается слева от кресла летчика. Поднимая рычаг вверх, летчик увеличивает угол наклона (тангажа) лопастей – одновременно и одинаково сразу на всех лопастях. С увеличением угла тангажа подъемная сила винта возрастает.

Ручка управления используется для изменения направления движения: вперед, назад или вбок. Она расположена непосредственно перед летчиком. Накреняя ручку в желаемом направлении полета, можно в соответствующую сторону наклонить ось диска ротора. При наклоне оси диска вперед нос летательного аппарата наклоняется вниз, и создается ускорение, направленное вперед. При отклонении ручки управления «на себя» летчик поднимает нос летательного аппарата вверх, и вертолет движется назад.

Педали ножного управления рулевым винтом (т.е. рысканием) служат для изменения угла тангажа лопастей хвостового винта, используемого для компенсации крутящего момента. Чем больше угол тангажа лопастей хвостового винта, тем больше его тяга и тем больший крутящий момент от несущего винта он может погасить.

Управляемый полет вертолета возможен даже при остановке двигателя. Воздушный поток, возникающий при движении вертолета вперед или при снижении, поддерживает вращение винта. Это явление называется авторотацией. При относительно большой высоте полета у летчика хватит времени выбрать место для аварийной посадки, подлететь к нему и произвести мягкую посадку. Использование этого явления входит в программу обучения начинающих пилотов.

Вертолеты обладают качествами, которые позволяют применять их в нетрадиционных ситуациях. Для взлета и посадки они могут использовать любые небольшие площадки, включая палубы кораблей, крыши зданий, лесные поляны и пляжи. Для них не нужны специальные взлетно-посадочные полосы. Кроме того, они могут перевозить большие тяжести и опускать их в точно указанное место. Вследствие этого вертолеты способны выполнять разнообразные специфические задания, в частности высотные монтажные работы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ

Впервые вертолеты использовали в военных целях во время Второй мировой войны для несения патрульной службы и спасательных работ. Эвакуация раненых с поля боя была главной задачей для вертолетов во время войны в Корее. Эти вертолеты имели поршневые двигатели, и поэтому скорость их полета и грузоподъемность были невысокими.

Американские вертолеты с газотурбинными двигателями появились во время войны во Вьетнаме. Роль вертолетов значительно возросла. Военные вертолеты использовались для наблюдения, транспортировки войск и снаряжения.

Позже вертолеты начали принимать активное участие и в боевых действиях. Вооруженный реактивными снарядами и ракетами, вертолет стал высокоэффективным средством борьбы с танками. Дальнейшее усовершенствование оптических приборов расширило возможности применения вертолетов для контроля за передвижением войск даже ночью (с помощью инфракрасных приборов ночного видения). Появились вертолеты-разведчики и вертолеты для выполнения специальных заданий, таких, как борьба с террористами.

(47.79 Кб)

В сухопутных войсках США насчитывается более 7000 действующих вертолетов. ВМС, морская пехота и ВВС США также используют вертолеты.

Вертолеты находят универсальное применение как транспортное средство. Они используются для воздушного наблюдения, поисковых и спасательных операций, перевозки людей и грузов, особенно в труднодоступных районах.

Почти четверть гражданских вертолетов США принадлежит частным компаниям. Служебные вертолеты компаний используются главным образом для перевозки работников в деловые центры, филиалы компании и аэропорты.

Вертолеты обслуживают также и обычных пассажиров. Во многих крупных городах имеются рейсовые вертолеты, которые курсируют между центром города и ближайшими аэропортами.

Рыбаки используют вертолеты для обнаружения косяков рыбы. Фермеры применяют их для обработки посевов, а лесничие – для обнаружения лесных пожаров. Универсальность вертолетов содействовала их успешному применению в многочисленных совершенно различных областях человеческой жизнедеятельности.

ДРУГИЕ ВИДЫ ВИНТОКРЫЛОВ

Существуют винтокрылы, не являющиеся, строго говоря, вертолетами. К ним относится автожир, авторотирующий винт которого создает подъемную силу, но не позволяет зависать в воздухе. Для взлета и посадки автожира требуется взлетно-посадочная полоса.

Хуан де ла Сиерва изобрел автожир в 1919. Первые модели его летательного аппарата были оборудованы ротором со свободно машущими лопастями из бамбука. Этот автожир не имел хвостового винта, так как на нем не нужно было конпенсировать крутящий момент.

Вертолеты более маневренны, чем самолеты с неподвижным крылом, но имеют меньшую скорость полета. Инженеры давно мечтали объединить достоинства этих различных типов летательных аппаратов.

Примером такого аппарата является конвертоплан (преобразуемый летательный аппарат). Этот летательный аппарат осуществляет взлет и посадку, как вертолет, однако он преобразуется в самолет с фиксированным крылом при полете в воздухе. Имеется несколько вариантов схемы таких преобразуемых аппаратов.

В одной схеме используется ротор с вращающимися лопастями для взлета и посадки. На высоте крейсерского полета лопасти останавливают. Затем их можно убрать внутрь фюзеляжа или оставить снаружи, используя в качестве крыльев. Был разработан проект и испытан опытный образец такой компоновки преобразуемого летательного аппарата.

Концепция преобразуемого летательного аппарата получила наибольшее развитие в компоновке самолета с поворотными винтами, располагаемыми на концах крыла этого летательного аппарата (см. САМОЛЕТ ПРЕОБРАЗУЕМЫЙ; АВИАЦИЯ ВОЕННАЯ). Во время взлета и посадки винты вращаются в горизонтальной плоскости, как на вертолете поперечной схемы. При достижении высоты крейсерского полета гондолы винтов поворачивают на 90°, чтобы винты вращались в вертикальной плоскости подобно винтам двухмоторного самолета с фиксированным крылом. Были исследованы различные варианты этой компоновки. В США наибольших успехов добилась вертолетостроительная фирма «Белл», разработавшая, в частности, усовершенствованный СВВП XV-15, осуществляющий переход из вертикального полета в горизонтальный посредством поворота гондол несущих винтов.

Фирма «Белл» совместно с «Боинг геликоптер» также разработала и запустила в производство СВВП с поворотными винтами, способный перевозить более 40 пассажиров. Этот многоцелевой военный самолет подходит и для выполнения многих гражданских задач. Так как для взлета и посадки такого самолета не нужны большие взлетно-посадочные полосы, его можно использовать для разгрузки аэропортов. См. также САМОЛЕТ ПРЕОБРАЗУЕМЫЙ.

назад   дальше



ВЕРТОЛЕТ
О ПОЛЕТЕ ВЕРТОЛЕТА
Крутящий момент
Система управления полетом
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ
ДРУГИЕ ВИДЫ ВИНТОКРЫЛОВ
ЛЕТАЮЩИЕ ПЛАТФОРМЫ
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
26/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!