Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
АВИАЦИЯ ВОЕННАЯ. |
АВИАЦИЯ ВОЕННАЯ.
Историю военной авиации можно отсчитывать с первого успешного полета воздушного шара во Франции в 1783. Признанием военного значения этого перелета стало принятое в 1794 решение французского правительства об организации воздухоплавательной службы. Это была первая в мире авиационная воинская часть.
В 1909 войска связи армии США впервые в истории приняли на вооружение военный летательный аппарат. Как и его прототип, машина братьев Райт, этот аппарат был снабжен поршневым двигателем (размещавшимся за спиной пилота, перед толкающими винтами). Мощность двигателя составляла 25 кВт. Самолет был снабжен также лыжами для посадки, а в его кабине можно было разместить экипаж из двух человек. Взлетал самолет с монорельсовой катапульты. Его максимальная скорость была равна 68 км/ч, а продолжительность полета не превышала часа. Затраты на изготовление самолета составили 25 тыс. долл. Военная авиация быстро прогрессировала накануне Первой мировой войны. Так, в период 19081913 на исследования и разработки в области авиации Германия затратила 22 млн. долл., Франция ок. 20 млн. долл., Россия 12 млн. долл. За тот же период США затратили на военную авиацию только 430 тыс. долл. Первая мировая война (19141918). Некоторые из военных самолетов, построенных в эти годы, в наши дни достаточно известны. Наиболее знаменитыми, вероятно, следует признать французский истребитель «Спад» с двумя пулеметами и германский одноместный истребитель «Фоккер». Известно, что всего за один месяц 1918 истребителями «Фоккер» было уничтожено 565 самолетов стран Антанты. В Великобритании был создан двухместный разведывательный истребитель-бомбардировщик «Бристоль»; на вооружении британской авиации находился также одноместный фронтовой истребитель «Кэмел». Достаточно известны французские одноместные истребители «Ньюпор» и «Моран». Период между Первой и Второй мировыми войнами (19181938). В ходе Первой мировой войны особое внимание уделялось истребителям-разведчикам. К концу войны разрабатывалось несколько проектов тяжелых бомбардировщиков. Лучшим бомбардировщиком 1920-х годов был «Кондор», выпускавшийся в нескольких вариантах. Максимальная скорость «Кондора» составляла 160 км/ч, а радиус действия не превышал 480 км.Больше повезло авиаконструкторам с разработкой истребителей-перехватчиков. Появившийся в середине 1920-х годов истребитель PW-8 «Хоук» мог лететь со скоростью 286 км/ч на высотах до 6,7 км и имел радиус действия 540 км. Вследствие того что истребитель-перехватчик в те дни мог совершать круговой облет бомбардировщиков, ведущие конструкторские бюро отказались от проектирования бомбардировщиков. Свои надежды они перенесли на маловысотные штурмовики, предназначенные для непосредственной поддержки сухопутных войск. Первым самолетом такого типа был A-3 «Фолкон», способный доставить бомбовую нагрузку в 270 кг на расстояние 1015 км со скоростью до 225 км/ч. Однако в конце 1920-х начале 1930-х годов были созданы новые, более мощные и легкие двигатели, и скорости бомбардировщиков стали соизмеримыми со скоростями лучших перехватчиков. В 1933 управление авиации сухопутных войск США заключило контракт на разработку четырехмоторного бомбардировщика B-17. В 1935 этот самолет преодолел без посадки рекордное расстояние 3400 км со средней скоростью полета 373 км/ч. В том же 1933 в Великобритании была начата разработка восьмипушечного истребителя-бомбардировщика. В 1938 с производственных линий стали сходить «Харрикейны», составившие основу ВВС Великобритании, а годом позже начали выпускаться «Спитфайры». Они широко применялись во Второй мировой войне. Вторая мировая война (19391945). Многим хорошо известны и другие самолеты Второй мировой войны, такие, как британский четырехмоторный бомбардировщик «Ланкастер», японский самолет «Зеро», советские «Яки» и «Илы», немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87 «Юнкерс», истребители «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф», а также американские B-17 («Летающая крепость»), B-24 «Либерейтор», A-26 «Инвэйдер», B-29 «Сверхкрепость», F-4U «Корсар», P-38 «Лайтнинг», P-47 «Тандерболт» и P-51 «Мустанг». Некоторые из названных истребителей могли летать на высотах более 12 км; из бомбардировщиков же лишь B-29 мог достаточно долго лететь на столь большой высоте (благодаря герметизации кабины пилота). Если не считать реактивных самолетов, появившихся к концу войны у немцев (а несколько позже и у англичан), наиболее скоростным следует признать истребитель P-51: в режиме горизонтального полета его скорость достигала 784 км/ч.Сразу же после Второй мировой войны был запущен в производство первый реактивный самолет США истребитель F-80 «Шутинг стар». F-84 «Тандерджетс» появился в 1948, как и бомбардировщики B-36 и B-50. B-50 был улучшенным вариантом бомбардировщика B-29; у него возросли скорость и радиус действия. Бомбардировщик B-36, оборудованный шестью поршневыми двигателями, был самым большим в мире и имел межконтинентальный радиус действия (16 000 км). В дальнейшем для увеличения скорости под каждым крылом B-36 было установлено по два дополнительных реактивных двигателя. Первые бомбардировщики B-47 «Стратоджетс» поступили на вооружение ВВС США в конце 1951. У этого среднего реактивного бомбардировщика (с шестью двигателями) был такой же, как у B-29, радиус действия, но гораздо лучшие аэродинамические характеристики. Война в Корее (19501953). Бомбардировщики B-26 и B-29 использовались в боевых операциях во время корейской войны. Истребителям F-80, F-84 и F-86 приходилось соперничать с истребителями противника МиГ-15, которые обладали во многих отношениях лучшими аэродинамическими характеристиками. Корейская война стимулировала развитие военной авиации. К 1955 на смену бомбардировщикам B-36 пришли огромные «стратосферные крепости» B-52 «Стратофортресс», имевшие по 8 реактивных двигателей. В 19561957 появились первые истребители серий F-102, F-104 и F-105.Реактивный самолет-заправщик KC-135 проектировался для дозаправки топливом в полете бомбардировщиков B-47 и B-52 во время проведения ими межконтинентальных операций. На смену C-54 и другим самолетам периода Второй мировой войны появились самолеты, специально спроектированные для транспортировки грузов. Война во Вьетнаме (19651972). Воздушные поединки во вьетнамской войне были сравнительно немногочисленны. Для поддержки операций сухопутных войск использовались самолеты самых различных типов от реактивных истребителей до транспортных самолетов, вооруженных пушками. Бомбардировщики B-52 ВВС США применялись для ковровых бомбардировок при реализации тактики выжженной земли. Огромное количество вертолетов использовалось для переброски десантных частей и огневой поддержки сухопутных войск с воздуха. Вертолеты могли действовать в районах, где отсутствовали посадочные площадки. См. также ВЕРТОЛЕТ.Одним из наиболее совершенных фронтовых истребителей является F-111, который может лететь со сверхзвуковой скоростью на уровне моря и достигать значения M = 2,5 при полете на больших высотах. Максимальный взлетный вес этого всепогодного двухместного истребителя-бомбардировщика составляет 45 т. Он оборудован радиолокационной системой управления ракетами, локатором, обеспечивающим следование самолета за рельефом местности, и сложной навигационной аппаратурой. Отличительной особенностью F-111 является крыло изменяемой геометрии, угол стреловидности которого можно варьировать в диапазоне от 20 до 70 °. При малых углах стреловидности F-111 имеет большую крейсерскую дальность и отличные взлетно-посадочные характеристики. При больших углах стреловидности он обладает прекрасными аэродинамическими характеристиками на сверхзвуковых скоростях полета. Самолеты-заправщики. Дозаправка топливом в полете позволяет увеличивать дальность беспосадочных полетов истребителей и бомбардировщиков. Она исключает также потребность в промежуточных оперативных авиационных базах при выполнении стратегических задач и ограничивается лишь дальностью и скоростью полета самолета-заправщика. Реактивный самолет-заправщик KC-135A «Стратотанкер» имеет максимальную скорость полета 960 км/ч и потолок высоты 10,6 км. Мишени и беспилотные летательные аппараты. Полетом самолета можно управлять как с земли, так и в воздухе; пилота при этом можно заменить электронным «черным ящиком» и специально спроектированными автопилотами. Так, беспилотный вариант истребителя-перехватчика QF-102 используется в качестве быстро движущейся мишени при испытаниях ракет и для приобретения опыта стрельбы. Для этих же целей была специально спроектирована беспилотная мишень QF-102 «Файрби» с реактивными двигателями, которая развивает максимальную скорость 925 км/ч на высоте 15,2 км при часовой продолжительности полета на этой высоте. Самолеты-разведчики. Почти все самолеты-разведчики являются модификациями высокоскоростных фронтовых истребителей; они оборудуются телескопической фотокамерой, приемником инфракрасного излучения, радиолокационной системой слежения и другими необходимыми приборами. U-2 является одним из немногих самолетов, специально проектировавшихся для проведения разведывательных операций. Он мог действовать на очень больших высотах (ок. 21 км), заметно превышавших потолок истребителей-перехватчиков и большинства ракет класса «земля воздух» того времени. Самолет SR-71 «Блэкберд» может летать со скоростью, соответствующей M = 3. В разведывательных целях используются также различные искусственные спутники. См. ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ВОЙНЫ ЗВЕЗДНЫЕ. Учебно-тренировочные самолеты. Для первичного обучения пилотов используется двухдвигательный самолет T-37 с максимальной скоростью 640 км/ч и потолком высоты 12 км. Для дальнейшего совершенствования летных навыков применяется сверхзвуковой самолет T-38A «Талон» с максимальным числом Mаха 1,2 и потолком высоты 16,7 км. Самолет F-5, являющийся модификацией T-38A, эксплуатируется не только в США, но и в ряде других стран. Самолеты для борьбы с мятежниками. Это небольшие легкие самолеты, проектируемые для разведки, поражения наземных целей и простых операций поддержки. Самолет такого типа должен отличаться простотой в эксплуатации и допускать использование для взлета и посадки небольших неподготовленных площадок. Для разведывательных задач необходимо, чтобы эти самолеты имели хорошие летные характеристики при малых скоростях полета и были оборудованы аппаратурой для опережающего выявления активных целей; в то же время для поражения пассивных наземных целей они должны иметь на вооружении различные пушки, бомбы и ракеты. Кроме того, такие самолеты должны быть пригодны для перевозки пассажиров, в том числе раненых, и различного снаряжения. Для борьбы с мятежниками был создан самолет OV-10A «Бронко» легкий (весом 4,5 т) самолет, снабженный не только необходимым вооружением, но и средствами ведения разведки.Полезны в этом отношении и самолеты с большой дальностью полета, действующие с береговых баз. Таким помощником является самолет E-3A «Сентри». Эта модификация самолета «Боинг-707» с радиолокационной антенной, установленной над фюзеляжем, известна под названием АВАКС. Используя бортовые компьютеры, экипаж самолета может определить координаты, скорость и направление движения любых судов и летательных аппаратов в радиусе нескольких сот километров. Информация незамедлительно передается на авианосцы и другие корабли. Скорость звука составляет ок. 1220 км/ч на уровне моря и примерно 1060 км/ч на высотах 1030 км. Говоря о наличии «звукового барьера», некоторые конструкторы считали, что самолет никогда не полетит быстрее скорости звука из-за вибраций конструкции, которые неизбежно разрушат самолет. Некоторые из первых реактивных самолетов действительно разрушились при приближении к скорости звука. К счастью, результаты летных испытаний и быстрое накопление опыта проектирования позволили устранить возникшие проблемы, и «барьер», казавшийся когда-то непреодолимым, в наши дни потерял свое значение. При надлежащем выборе компоновки самолета удается уменьшить вредные аэродинамические силы и, в частности, сопротивление в диапазоне перехода от дозвуковых скоростей к сверхзвуковым. Фюзеляж истребителя обычно проектируется в соответствии с «правилом площадей» (с сужением в центральной части, где к нему пристыковано крыло). Вследствие этого достигается плавное обтекание области стыка крыла с фюзеляжем и снижается лобовое сопротивление. На самолетах, скорости которых заметно превышают скорость звука, используются крылья большой стреловидности и фюзеляж большого удлинения. Гидравлическое (бустерное) управление. При сверхзвуковых скоростях полета сила, действующая на орган аэродинамического управления, становится столь большой, что пилот просто не может изменять его положение собственными силами. В помощь ему проектируются гидравлические системы управления, во многом аналогичные гидроприводу для управления автомобилем. Эти системы могут управляться также с помощью автоматизированной системы управления полетом. Влияние аэродинамического нагревания. Современные самолеты развивают в полете скорости, в несколько раз превышающие скорость звука, и силы поверхностного трения вызывают нагревание их обшивки и конструкции. Самолет, рассчитываемый на полет с M = 2,2, должен быть изготовлен уже не из дюралюминия, а из титана или стали. В некоторых случаях приходится охлаждать топливные баки, чтобы предотвратить перегрев топлива; следует охлаждать и колеса шасси, чтобы не допустить оплавления резины. Вооружение. Огромный прогресс достигнут в области вооружений со времен Первой мировой войны, когда был изобретен синхронизатор стрельбы, позволяющий вести огонь через плоскость вращения винта.Современные истребители часто вооружают многоствольными 20-мм автоматическими пушками, которые могут производить до 6000 выстрелов в минуту. Они вооружены также управляемыми ракетами, такими, как «Сайдуиндер», «Феникс» или «Спэрроу». Бомбардировщики могут быть вооружены оборонительными ракетами, оптическими и радиолокационными прицелами, термоядерными бомбами и крылатыми ракетами класса «воздух земля», которые запускаемыми за много километров от цели. Производство. С усложнением задач, стоящих перед военной авиацией, стремительно возрастает трудоемкость и стоимость летательных аппаратов.Согласно имеющимся данным, на разработку бомбардировщика B-17 было затрачено 200 000 человеко-часов инженерного труда. Для B-52 потребовалось уже 4 085 000, а для B-58 9 340 000 чел.-ч. В производстве истребителей наблюдаются аналогичные тенденции. Стоимость одного истребителя F-80 составляет ок. 100 тыс. долл. Для F-84 и F-100 это уже 300 и 750 тыс. долл. соответственно. Стоимость истребителя F-15 в свое время оценивалась примерно в 30 млн. долл. Работа пилота. Быстрый прогресс в навигации, приборостроении и вычислительной технике оказал существенное влияние на работу пилота. Многое из рутинной летной работы теперь выполняется автопилотом, а навигационные проблемы могут быть решены с использованием бортовых инерциальных систем, доплеровской РЛС и наземных станций. Осуществляя слежение за рельефом местности с помощью бортовой РЛС и используя автопилот, можно лететь на малых высотах. Автоматизированная система в совокупности с бортовым автопилотом обеспечивает надежность посадки самолета при очень низкой облачности (до 30 м) и плохой видимости (менее 0,8 км). См. также АВИАЦИОННЫЕ БОРТОВЫЕ ПРИБОРЫ; АЭРОНАВИГАЦИЯ; ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ УПРАВЛЕНИЕ.Автоматизированные оптические, инфракрасные или радиолокационные системы используются также для управления средствами поражения. Эти системы обеспечивают точное попадание в удаленную цель. Возможность использования автоматизированных систем позволяет одному летчику или экипажу из двух человек выполнять задания, которые ранее предполагали участие гораздо более многочисленного экипажа. Работа пилота в основном заключается в том, что он следит за показаниями приборов и функционированием автоматизированных систем, принимая управление на себя лишь при их отказе. В настоящее время на борту самолета можно разместить даже телевизионную аппаратуру, имеющую связь с наземным центром управления. В этих условиях еще большее число функций, которые ранее должен был выполнять экипаж самолета, берет на себя электронная аппаратура. Теперь пилот должен действовать только в наиболее ответственных ситуациях, таких, как визуальная идентификация самолета-нарушителя и принятие решения о необходимых действиях. Комбинезоны. Одежда пилота также заметно изменилась с тех пор, когда ее обязательными атрибутами были кожаная куртка, очки и шелковый шарф. Для пилота истребителя стандартным теперь стал противоперегрузочный комбинезон, страхующий его от потери сознания при резким маневрах. На высотах более 12 км пилоты используют облегающий тело высотный костюм, предохраняющий от разрушительного действия взрывной декомпрессии в случае разгерметизации кабины. Воздушные трубки, проходящие вдоль рук и ног, заполняются автоматически или вручную и поддерживают необходимое давление. Катапультируемые кресла. Катапультируемые кресла стали в военной авиации обычным элементом оборудования. Если пилот вынужден покинуть самолет, он выстреливается из кабины, оставаясь привязанным к креслу. Убедившись в достаточной удаленности самолета, пилот может освободиться от кресла и спуститься на землю на парашюте. В современных конструкциях от самолета обычно отделяется вся кабина пилота. Это защищает от начального ударного торможения и воздействия аэродинамических нагрузок. К тому же, если катапультирование происходит на больших высотах, в кабине сохраняется пригодная для дыхания атмосфера. Большое значение для пилота сверхзвукового самолета имеют системы охлаждения кабины и скафандра пилота для защиты от воздействия аэродинамического нагревания при сверхзвуковых скоростях.Результатом международного сотрудничества являются англо-французский «Ягуар» (учебно-тренировочный самолет, используемый также для тактической поддержки сухопутных войск), франко-германский транспортный самолет «Трансаль» и многоцелевой фронтовой самолет «Торнадо», проектировавшийся для Германии, Италии и Великобритании. Франция. Французская авиационная фирма «Дассо» является одним из признанных лидеров в области разработки и производства истребителей. Ее сверхзвуковые самолеты «Мираж» продаются во многие страны, а также производятся на лицензионной основе в таких странах, как Израиль, Швейцария, Австралия, Ливан, Южная Африка, Пакистан, Перу, Бельгия. Кроме того, фирма «Дассо» разрабатывает и выпускает сверхзвуковые стратегические бомбардировщики. Великобритания. В Великобритании фирмой «Бритиш аэроспейс» создан хороший истребитель вертикального взлета и посадки, известный под названием «Харриер». Этот самолет требует минимума наземного вспомогательного оборудования помимо оборудования, необходимого для заправки топливом и пополнения боезапаса. Швеция. Шведские ВВС имеют на вооружении самолеты авиастроительной фирмы SAAB истребитель-перехватчик «Дракен» и истребитель-бомбардировщик «Вигген». После Второй мировой войны Швеция разрабатывает и эксплуатирует собственные военные самолеты, чтобы не нарушать своего статуса нейтральной страны. Япония. Долгое время силы самообороны Японии использовали исключительно самолеты США, выпускаемые Японией на лицензионной основе. В последнее время Япония приступила к разработке собственных самолетов. Одним из наиболее интересных японских проектов является «Шин Мейва» PX-S самолет укороченного взлета и посадки с четырьмя турбовентиляторными двигателями. Это летающая лодка, предназначенная для морской разведки. Он может произвести посадку на поверхность воды даже при большом волнении. Компания «Мицубиси» выпускает учебно-тренировочный самолет T-2. СССР/Россия. СССР являлся единственной страной, ВВС которой были сравнимы с военно-воздушными силами США. В отличие от США, где заключение контракта на разработку самолета является результатом сравнения инженерных проектов, существующих лишь на бумаге, советская методика основывалась на сопоставлении прототипов, прошедших летные испытания. Это не позволяет предсказать, какая из новых моделей, показываемых время от времени на различных выставках авиационной техники, пойдет в серийное производство.Опытно-конструкторское бюро (или Московский машиностроительный завод) им. А.И.Микояна специализируется на разработке истребителей МиГ (Микояна и Гуревича). На вооружении ВВС бывших союзников СССР продолжают оставаться истребители МиГ-21, большое число которых имеется и в самой России. Фронтовой истребитель МиГ-23 способен нести большой запас бомб и ракет. МиГ-25 используется для перехвата целей и разведки на больших высотах. Конструкторское бюро им. А.Н.Туполева специализируется на проектировании тяжелых бомбардировщиков и транспортных самолетов. С середины 1950-х годов советские ВВС использовали самолеты Ту-16 и Ту-95. Военно-транспортный самолет Ту-16 снабжен двумя реактивными двигателями и по классу соответствует американскому B-47. Тяжелый бомбардировщик Ту-95 имеет 4 турбовентиляторных двухконтурных двигателя с соосными винтами. Его вес ок. 154 т. Сверхзвуковой бомбардировщик с двумя реактивными двигателями Ту-22 был разработан для операций против военно-морских сил НАТО. Широко известны истребители-бомбардировщики, перехватчики и штурмовики серии «Су», разрабатываемые конструкторским бюро им. П.О.Сухого. Самым большим военно-транспортным самолетом СССР являлся Ан-22 конструкции О.К.Антонова, оборудованный четырьмя турбовентиляторными двигателями мощностью по 11 МВт каждый. На Московском вертолетном заводе им. М.Л.Миля было разработано множество вертолетов. Вертолет Ми-26 считается самым большим в мире.
Павленко В.Ф. и др. Боевая авиационная техника. М., 1984 Тимохович И.В. В небе войны: 19411945. М., 1986 Шумихин В.С. Советская военная авиация. М., 1986 Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР. М., 1988 Вооруженные силы основных капиталистических государств. М., 1988
|
"АВИАЦИЯ ВОЕННАЯ." STUDENTS.BY |