Вывести на печать

Письма. Обширная корреспонденция Цицерона, включающая почти 1000 писем, разделяется на 16 книг посланий к Аттику, 16 книг писем к друзьям и родственникам (иногда даются и их ответы), 3 книги писем брату Квинту и 1 – Бруту. Письма, первоначально не предназначавшиеся для публикации (хотя позднее Цицерон решил издать сделанную им самим выборку), чрезвычайно искренни и безыскусны (в отличие от продуманных и осмотрительных речей). В них свободно обсуждаются все темы, представлявшие тогда всеобщий интерес.

Очень мало писем относится к годам, предшествующим достижению Цицероном консульской должности (64 до н.э.), а от этого года – и вовсе ни одного письма. Поток посланий нарастает в 62 до н.э., в год, когда Помпей вернулся из восточного похода, и вскоре перерастает в настоящую лавину. Читатель проникает за политические кулисы. Он оказывается посвящен в попытки Цицерона добиться благосклонности Помпея, становится свидетелем его отчаяния от равнодушия и бездеятельности этого политика. Мы видим Цезаря, снисходительно обращающегося в 49 до н.э., еще до Фарсальского триумфа, к Цицерону за поддержкой, и слышим ответ Цицерона, дипломатичный, но все же говорящий о том, что он остается с Помпеем. Мы видим и юного Октавиана, который усердно обхаживает Цицерона на закате дней, а затем меняет курс и обрекает его на гибель. Несмотря на политическую проницательность Цицерона, письма привлекают и тем, что порой дальнейший ход событий обнаруживает его заблуждения.

Письма дают историкам множество биографических сведений о самом Цицероне: распад почти 30-летнего брака с Теренцией, недолговечный союз Цицерона с его подопечной Публилией, постоянные денежные заботы. В то же время письма обнаруживают отношение Цицерона к важнейшим событиям в жизни, его отчаяние в изгнании, не знающее удержу тщеславие, когда он бывал «при исполнении». Скорбь, вызванная смертью любимой дочери Туллии (45 до н.э.), красноречиво передана в письме Аттику: «В этой пустыне я избегаю всякого общества. Я похоронил себя в диком глухом лесу, откуда выхожу лишь в сумерках. Ближайшим моим другом – после тебя – стало одиночество. Здесь я общаюсь только с книгами, и даже эту беседу прерывают слезы».

Разумеется, наряду с таким изобилием подробностей из жизни частного человека письма Цицерона содержат больше ценной информации о римском обществе конца республики, чем любой другой источник. Между делом мелькают сообщения, проливающие свет на независимость и достаточную самостоятельность женщин (к примеру, Теренция, жена Цицерона, продавала и покупала недвижимость, а Сервилия, мать Брута, оказала влияние на постановление сената по снабжению города хлебом). Перед нашими глазами предстает непомерное богатство отдельных лиц (сам Цицерон владел в Италии 15 домами и усадьбами); мы видим отношение римлян к рабам (о смерти своего чтеца Сосифея Цицерон сожалел «едва ли не больше, чем принято скорбеть о смерти раба»). Письма, написанные раскованно и остроумно, с часто мелькающими в них прозвищами, греческими фразами, расхожими выражениями, многие считают самой ценной частью наследия Цицерона.

Философия. Цицерон не был оригинальным мыслителем. В письме Аттику он характеризует свои философские труды как apographa, т.е. «списки». И все же его трактаты полезны как раз потому, что они представляют, в основном без всяких пристрастных искажений, учения ведущих школ его времени, т.е. стоиков, академиков и эпикурейцев. Так, к примеру, первые две книги О долге (De officiis, традиционный перевод Об обязанностях) излагают теорию Панэтия, стоика 2 в. до н.э. Эклектизм Цицерона перестанет удивлять нас, если мы вспомним, что он вообще был склонен к компромиссам, и его философия в целом совпадает с его политическими принципами. Так, в трех его «политических» произведениях, О государстве (De republica, 54–51 до н.э.), О законах (De legibus, не завершен) и О долге (44 до н.э.), приверженность Цицерона доктрине естественного права легла в основу его политических лозунгов concordia ordinum (согласие сословий) и consensus Italiae (сплочение Италии). Внимание Цицерона неизменно привлекали прежде всего проблемы этики, главный его труд в этой области – О разграничении добра и зла (De finibus bonorum et malorum, 45 до н.э.), диалог в 5 книгах, представляющий отношение стоиков, академиков и эпикурейцев к учению о высшем благе. Горести, постигшие Цицерона к концу жизни, побудили его написать книги о судьбе и провидении, о старости и о дружбе. Главное место среди них занимает диалог О природе богов (De natura deorum), где опять-таки представлены воззрения трех философских школ.

назад   дальше



ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ
ЖИЗНЬ
ТВОРЧЕСТВО
Речи и труды по ораторскому искусству
Письма
Философия
Поэзия
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
24/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!