Вывести на печать

Верхняя граница леса и снеговая линия. В описаниях гор часто используются два термина: «верхняя граница леса» и «снеговая линия». Верхняя граница леса – это уровень, выше которого деревья не растут или почти не растут. Ее положение зависит от средних годовых температур, атмосферных осадков, экспозиции склонов и географической широты. В целом граница леса в низких широтах расположена выше, чем в высоких широтах. В Скалистых горах в Колорадо и Вайоминге она проходит на высотах 3400–3500 м, Альберты и Британской Колумбии – понижается до 2700–2900 м, а на Аляске расположена еще ниже. Выше границы леса в условиях низких температур и скудной растительности проживает довольно мало людей. Малочисленные группы кочевников перемещаются по северному Тибету, и лишь отдельные индейские племена живут на высоких нагорьях Эквадора и Перу. В Андах на территориях Боливии, Чили и Перу выше пастбищ, т.е. на высотах более 4000 м, имеются богатые месторождения меди, золота, олова, вольфрама и многих других металлов. Все продукты питания и все необходимое для строительства поселений и разработки месторождений приходится завозить из нижерасположенных районов.

Снеговая линия – это уровень, ниже которого снег не сохраняется на поверхности круглый год. Положение этой линии меняется в зависимости от годового количества твердых осадков, экспозиции склонов, высоты и широты. У экватора в Эквадоре снеговая линия проходит на высоте ок. 5500 м. В Антарктиде, Гренландии и на Аляске она бывает поднята всего на несколько метров над уровнем моря. В Скалистых горах Колорадо высота снеговой линии составляет примерно 3700 м. Это отнюдь не означает, что повсеместно выше этого уровня распространены снежники, а ниже их нет. На самом деле снежники часто занимают защищенные места выше 3700 м, но их можно обнаружить и на меньших высотах в глубоких ущельях и на склонах северной экспозиции. Поскольку снежники, разрастаясь с каждым годом, могут в конце концов стать источником питания ледников, положение снеговой линии в горах представляет интерес для геологов и гляциологов. Во многих районах мира, где на метеорологических станциях проводились регулярные наблюдения за положением снеговой линии, было установлено, что в первой половине 20 в. ее уровень повышался, а соответственно сокращались размеры снежников и ледников. В настоящее время существуют неоспоримые доказательства того, что эта тенденция сменилась на противоположную. Трудно судить, насколько она устойчива, однако если она сохранится в течение многих лет, то может привести к развитию обширного оледенения, подобного плейстоценовому, которое закончилось ок. 10 000 лет назад.

В целом количество жидких и твердых осадков в горах значительно больше, чем на сопредельных равнинах. Это может быть как благоприятным, так и негативным фактором для жителей гор. Атмосферные осадки могут полностью обеспечивать потребности в воде для бытовых и производственных нужд, однако в случае избытка могут привести к разрушительным наводнениям, а сильные снегопады могут полностью изолировать горные поселения на несколько дней или даже недель. Сильные ветры образуют снежные заносы, которые блокируют автомобильные и железные дороги.

Горы как барьеры. Горы всего мира долгое время служили преградами для сообщения и некоторых видов деятельности. Единственный путь из Центральной Азии в Южную на протяжении столетий пролегал через Хайберский перевал на границе современных Афганистана и Пакистана. Бесчисленные караваны верблюдов и пеших носильщиков с тяжелыми грузами товаров преодолевали это дикое место в горах. Такие известные перевалы в Альпах, как Сен-Готард и Симплон, многие годы использовались для сообщения между Италией и Швейцарией. В наши дни по тоннелям, проложенным под перевалами, круглый год поддерживается интенсивное железнодорожное движение. Зимой, когда перевалы завалены снегом, все транспортное сообщение осуществляется по тоннелям.

Дороги. Из-за больших высот и пересеченного рельефа сооружение автомобильных и железных дорог в горах обходится гораздо дороже, чем на равнинах. Автомобильный и железнодорожный транспорт там быстрее изнашивается, а рельсы при той же нагрузке выходят из строя за более короткий срок, чем на равнинах. Там, где днище долины достаточно широко, железнодорожное полотно обычно размещают вдоль рек. Однако горные реки часто выходят из берегов и могут разрушить большие участки автомобильных и железных дорог. Если ширина днища долины недостаточна, полотно дороги приходится прокладывать по бортам долины.

назад   дальше



ГОРЫ
Складчатые горы
Глыбовые горы
Сводовые горы
Останцовые плато
Вулканические горы
Распространение и возраст гор
Разнообразие структуры и строения гор
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОР
Погружение океанических впадин
Гипотеза Кобера
Гипотеза дрейфа материков
Гипотезы конвекционных (подкоровых) течений
Гипотеза вспучивания, или геотумора
Контракционная, или сжатия Земли, гипотеза
ГОРЫ КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Влияние высоты на климат
Верхняя граница леса и снеговая линия
Горы как барьеры
Дороги
Деятельность человека в горах
Земледелие
Лесозаготовки
Горнодобывающая промышленность
Плотность населения

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
26/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!