Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Псевдонимы это общее явление мировой культуры, но в каждой стране они развивались по-своему. Они возникли в среде художников, писателей, общественных деятелей первоначально из необходимости скрывать свое подлинное имя. Поскольку в прошлом писатель или актер во многих странах приравнивался к ремесленнику, люди из высших кругов общества не смели писать или выступать на сцене под своими собственными именами. Например, когда Иван Николаевич Горелов, сын полкового командира, объявил своему отцу о желании идти на сцену, тот во гневе воскликнул: «Недоставало, чтобы имя Гореловых появилось на сцене, превратилось в погремушку и трепалось по заборам на грязных афишах!» Юноша ушел из дома и 15 августа 1867 появился на сцене под именем Владимира Давыдова. Другой известный актер Иван Николаевич Берсенев был вынужден прибегнуть к псевдониму, потому что начал свою сценическую деятельность еще будучи гимназистом, а учащимся было строжайше воспрещено участвовать в публичных представлениях и даже посещать театр в учебное время. Его подлинная фамилия была Павлищев. Происходивший из древнего дворянского рода Салтыковых писатель Михаил Евграфович Салтыков начал писать под псевдонимом Николай Щедрин. Теперь он известен как Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Павел Иванович Мельников писал под псевдонимом Андрей Печерский. Теперь его называют Павел Иванович Мельников-Печерский. Когда-то было распространено мнение, что женщины не способны к писательской деятельности, поэтому женщинам иногда приходилось писать под мужскими псевдонимами. Так, М.А.Вилинская (Маркович) стала известна как Марко Вовчок; Жорж Санд является псевдонимом Авроры Дюпен. В конце 19 начале 20 в., когда «женский вопрос» был практически решен, мужчины стали прибегать к женским псевдонимам, чтобы завоевать симпатии читателей и особенно читательниц. Так, Григорий Петрович Данилевский опубликовал в журнале «Пантеон» поэму Адвокатство женщины под псевдонимом Евгения Сарафанова. В 1890-е годы «Уральская жизнь» регулярно печатала Нину Иванову. Читатели верили ей, обращались с личными просьбами. Но за этим псевдонимом скрывался сотрудник редакции С.В.Виноградов. В конце 19 начале 20 в. литературное травестирование превратилось в своеобразную игру. Молодой Эдуард Багрицкий писал под псевдонимом Нина Воскресенская. Появились мнимые иностранцы: Джонни Смит под этим псевдонимом К.М.Станюкович опубликовал Письма знатного иностранца, в которых критиковал нравы русского общества. Объявились мнимые графы, князья, бароны: Граф Алексис Жасминов, генерал Супостатов 2-й, Поручик Алексис Республиканцев все псевдонимы В.П.Буренина. Д.Д.Минаев писал под псевдонимами Баронесса фон Биссер и Князь Аблай Полоумный. В юмористических журналах появились игривые псевдонимы типа граф Антре-Кот, граф де Тротуар, барон Мяу-Мяу, маркиза Кавар д'Ак. В начале 20 в. было просто принято писать под псевдонимами, и каждый начинающий литератор придумывал себе псевдоним даже раньше, чем начинал всерьез заниматься литературой. Модными стали псевдонимы-прилагательные: Антон Левый и Антон Новый (А.В.Луначарский), Максим Горький (А.М.Пешков), Андрей Белый (Б.Н.Бугаев), Фома Березовый и Фома Береговой (Феоктист Березовский), Демьян Бедный (А.Е.Придворов), Антон Крайний (Зинаида Гиппиус), Панас Мирный (А.Я.Рудченко), Ал.Никчемный (А.И.Черненко). |
|