Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Расцвет средневековой Сербии и ее распад. В течение полутора столетий Сербия процветала. Саксонские рудокопы из Трансильвании, бежавшие от разорения, которое принесли вторгшиеся в Паннонский бассейн татары, поселились в Сербии в 1240-е годы и помогли наладить добычу золота, серебра и свинца на рудниках страны. Население Сербии увеличивалось; расширялась ее торговля с Венецией, Рагузой (Дубровницкой республикой), Болгарией и Византией; росли города; повсеместно распространялась грамотность; Хиландарский монастырь на Афоне стал важным центром сербской культуры. Поддержка сербских королей и князей давала возможность иностранным и отечественным художникам создавать яркие произведения средневекового искусства, следовавшие по форме западным и византийским образцам, но сербские по духу. В поиске новых земель, поместий, богатства и славы сербские дворяне подтолкнули Милутина, Стефана Дечанского и Стефана Душана правителей из династии Неманичей в 12821355 расширить территорию Сербии в южном направлении к Македонии и Фессалии, а в восточном к Болгарии. В течение ста лет власть централизованного государства укреплялась, но, когда Сербия захватила большие части византийских территорий, центральная власть ослабла. В конце 13 в. сербская знать стала прибавлять к своим родовым (передаваемым по наследству) поместьям («баштина») поместья, дарованные за военную службу («прония»). Земли прония в Сербии передавались по наследству с самого начала, а в Византии только к концу 13 в. (хотя эта система существовала там в течение двух предыдущих столетий). Государь Сербии становился все более зависимым от воли феодалов-землевладельцев, которые видели в войне средство получения новых византийских земель.Придя к власти при поддержке феодалов-землевладельцев, которые свергли его отца, Стефан Душан уступил их требованиям и предпринял захват центральной и южной частей Македонии, Албании, Эпира, Фессалии и Акарнании (западная часть Греции). Однако его победы заложили основу и новых притязаний присвоить себе титул царя и самодержца Сербии и Римской (Византийской) империи. В 1345 в Скопье состоялся собор, на котором Душан провозгласил себя царем сербов и греков, а в следующем году повысил статус сербской архиепископии, учредил Сербский (Печский) патриархат. Новый царь приказал кодифицировать сербские законы и на соборе в Скопье (1349) представил кодекс законов Законник, в который в 1354 были внесены добавления. Законник Душана образец конституционализма того времени стимулировал развитие независимости судов, превратив даже правителя в субъект закона.После смерти Душана (1355) члены царской семьи и представители знати разделили царство на две дюжины княжеств, проигнорировав общественные положения Законника. Враждуя друг с другом, они вместе воевали против крестьян, повысив ренту и размеры отработки корве и лишив крестьянство части их земли. В 1371 сербские армии двинулись на битву против турок. Застигнутые врасплох при Черномене на реке Марица, они потерпели сокрушительное поражения и уступили Македонию туркам-османам.В 1389 сербская знать снова выступила против турок, на этот раз в Косово. Теперь среди дворян царило большее единство. В Косово бок о бок сражались сербы, боснийцы, хорваты и албанцы. Сербский герой Милош Обилич убил турецкого султана в его шатре. Сербская кавалерия заставила отступить левый фланг турецкой армии. Однако турки ввели в бой все свои резервы и, изменив ход сражения, устроили жестокую резню. Сербская деспотовина, вассал турок или одновременно Османской империи и Венгерского королевства, просуществовала до 1459. В этом году Мехмед II захватил город-крепость Ново-Брдо близ Приштины (Косово), а также город-столицу на Дунае Смедерово, к югу от Белграда, и уничтожил последние остатки сербской автономии. Белград перешел к венграм, а в руках турок оказался только в 1521. Османское господство. После политической смерти средневековой Сербии сотни тысяч сербов вместе со своими войсками бежали в Венгрию. Поэтому в начале 16 в. почти половину населения Венгрии составляли сербы. Обезлюдела центральная часть долины реки Моравы, освоенная сербами еще в 1214 вв. Многие сербы ушли в леса; другие бежали в Венгрию или во владения Габсбургов, где стали солдатами-колонистами в пограничных районах, созданных для отражения натиска турок.В 1557 султан Сулейман Великолепный разрешил возродить Печский патриархат, прекративший существование в 1459. Отчасти причиной этого стало желание Мехмеда Соколовича, османского визиря сербского происхождения (из Боснии), показать свою принадлежность к сербскому народу и османскому государству, к православной церкви и к мусульманской вере. Но это было сделано и для получения поддержки со стороны церкви, долго добивавшейся восстановления патриархата. Однако Сербская церковь, защитник идеи централизованного государства в средневековую эпоху, выступила теперь в роли хранителя национальной идеи. В войне 15931606 между Османской империей и Австрией Сербская церковь руководила рядом восстаний южных славян против османского владычества. Во время австро-турецкой войны в 16831699 Джордже Бранкович, потомок семьи Бранковичей, правившей сербским вассальным государством в 15 в., пытался добиться поддержки со стороны России и Австрии, чтобы создать Иллирийское (Южно-славянское) королевство, простиравшееся от Адриатики до Черного моря. По «государственным соображениям» австрийское правительство интернировало Бранковича и держало его в плену в течение двух десятилетий. Народ Сербии и Македонии восстал против турок и оказал помощь войскам Габсбургов, которые оккупировали Скопье. Церковь встала на сторону народа и руководила им. Когда немецкие или австрийские армии были вынуждены покинуть Македонию и Сербию, патриарх Печский бежал вместе с многими тысячами сербских и македонских семей, которые поселились в южной части Венгрии, или Воеводине, освобожденной от османского ига. После 1690 фанариотам (богатым грекам, которые покупали церковные и государственные должности у османского правительства) часто удавалось поставлять греческих иерархов на Печскую кафедру. В 1766 султан, после настойчивой просьбы фанариотов и патриарха Константинопольского, ликвидировал Печский патриархат. В 17661830 иерархами Сербии в основном были греки. Народ Сербии воспринимал высшее духовенство из греков как иностранцев. Созданная в начале 18 в. сербская православная митрополия в Сремски-Карловци в Славонии взяла на себя духовное руководство сербским народом, но ее власть не распространялась на Османскую империю. В османской Сербии, или Белградском пашалыке, церковь перестала играть роль национального объединяющего фактора. Руководство здесь перешло в руки кнезов, гайдуков (разбойников), торговцев свиньями и солдат-добровольцев, которые сражались вместе с австрийцами против турок в войне 17871791. В этой войне несколько тысяч сербов получили оружие, военный опыт и знание тактики. В 1791 они добились у султана признания автономии. Османское правительство и его представитель в пашалыке паша или губернатор Белграда позволили сербам даже использовать оружие против армии Пазвандоглу, мятежного губернатора Видина (или Верхней Болгарии). Однако захват Наполеоном Египта (1798) заставил османское правительство в целях самообороны пересмотреть свою политику в отношении Пазвандоглу и его группы янычар османской пехоты. Янычары и другие солдаты-наемники воспользовались положением и перешли границу Сербии; они убили белградского пашу, установили собственную власть, лишили сербов их имущества, потребовали платить незаконную ренту и отрабатывать корве, оскверняли сербские дома и предполагали уничтожить новых сербских лидеров. |
|