ЧИАУРЕЛИ, МИХАИЛ ЭДИШЕРОВИЧ 
ЧИАУРЕЛИ, МИХАИЛ ЭДИШЕРОВИЧ (1894–1974), режиссер, сценарист, актер театра и кино, скульптор, художник-иллюстратор. Народный артист СССР (1948). Профессор ВГИКа (1951). Родился 6 февраля 1894 в Тифлисе (ныне Тбилиси, Республика Грузия). В 1916 окончил школу живописи и скульптуры. В 1921 участвовал в организации театра Революционной Сатиры при Грузинском отделении РОСТА. С 1922 по 1924 жил в Германии, занимался в скульптурных мастерских, с 1924 по 1926 работал как скульптор в Тифлисе, с 1926 по 1928 был актером и режиссером «Красного театра» при Пролеткульте. С 1926 по 1941 был также режиссером и художественным руководителем организованного им Грузинского театра музыкальной комедии.

Начиная с 1928 работал режиссером в Госкинпроме Грузии (позднее переименован в Тбилисскую киностудию), с 1946 по 1955 на киностудии «Мосфильм», с 1955 по 1957 на Свердловской киностудии. Был преподавателем киноактерской школы при Тбилисской киностудии, с 1950 по 1960 преподавателем ВГИКа.

Начинал в кино как актер, исполнив роль Арсена в картине Арсен Джорджиашвили (1921), за ней последовали роль Осман-аги в картине Сурамская крепость (1923), роль Гаруна в картине Кошмары прошлого (1925) и др. Дебютом в режиссуре стал фильм Первый корнет Стрешнев (1928, совм. с Е.Дзиганом). Из ранних картин высокую и заслуженную оценку профессионалов получил фильм Хабарда (1931, сценарий совм. с С.Третьяковым) – сатирическая лента, герой которой, старый грузинский интеллигент, теша свое тщеславие, представляет самые заманчивые сцены, в том числе и собственные похороны. Снятый затем фильм Последний маскарад (1934), где Чиаурели выступил также в качестве сценариста, положил начало грузинскому звуковому кино.

Имя режиссера в первую очередь связано с периодом «большого стиля» в искусстве, пришедшегося на годы сталинизма. Это посвященная грузинской истории картина Георгий Саакадзе (1942–1943, Государственная премия СССР, 1943, 1946), а также фильмы из советской истории Великое зарево (1938, Государственная премия СССР, 1941), Клятва (1946, Государственная премия СССР, 1947, Золотая медаль на МКФ в Венеции, 1946), Падение Берлина (1949, Государственная премия СССР, 1950, Большая премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1950) и Незабываемый 1919-й (1951, Большая премия МКФ в Карловых Варах, 1952). Созданная Чиаурели кинематографическая эстетика, сколь ни уязвима она для критики, тем не менее отличается своеобразной цельностью, а предложенный им образ Сталина – это именно образ, имеющий мало общего с реальным государственным и партийным деятелем.

Поздние фильмы режиссера не пользовались успехом у зрителей. Словно подводя итог работы в игровом кино, режиссер дал своему последнему игровому фильму красноречивое название Иные нынче времена (1965), после чего едва ли не демонстративно обратился к мультипликации. Однако и в ряду вполне нейтральных мультфильмов Певец зари (1968), Петух-хирург (1971), Блоха и Муравей (1972), Кувшин масла (1973) выделяется лента, не без иронии названная Как мыши кота хоронили (1969; так назывался знаменитый лубок, аллегорически рассказывающий о похоронах Петра I).

Умер Чиаурели в Тбилиси 31 октября 1974.

ЛИТЕРАТУРА

Сценарии фильмов М. Чиаурели. Запись по фильмам И.Соколова. М., 1939
Маневич И. Народный артист СССР М.Чиаурели. М., 1953

"ЧИАУРЕЛИ, МИХАИЛ ЭДИШЕРОВИЧ" STUDENTS.BY

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
28/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!