Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ПОЛЕНОВ, ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ (18441927), русский художник и деятель театра. Родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 в семье археолога Д.В.Поленова. Учился в петербургской Академии художеств (18631871) и параллельно на юридическом факультете Петербургского университета. Брал частные уроки у П.П.Чистякова и И.Н.Крамского. Посетил в 18721876 Италию, Францию и Германию как «пенсионер» Академии художеств; много путешествовал и позднее, побывав, в частности, на Ближнем Востоке и в Греции (18811882, 1899 и 1909). Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 18771878, создал много батальных и этнографических зарисовок и этюдов. Был членом «Товарищества передвижников». Испытал влияние современной французской живописи, в особенности пейзажистов-барбизонцев и П.Делароша. В духе романтического историзма Делароша написан ряд его ранних картин ( Право господина, 1874). Но естественней всего его дарование выразилось в поэтических пленэрных пейзажах, где органично соединились традиции «барбизонцев» и лирического «пейзажа настроения» в духе А.К.Саврасова. Таковы Московский дворик (1878), Бабушкин сад (1878), Заросший пруд (1879; все картины в Третьяковской галерее). В большинстве случае это не чисто природные, и историко-природные, по-своему поэтико-археологические образы, подобно массе этюдов, созданных мастером на Балканах и Средиземноморье. Эти этюды послужили подходами к его знаменитому «евангельскому циклу» (Христос и грешница, 18861887, Русский музей, Петербург; и др.), где художник в духе Л.Н.Толстого стремился противопоставить церковному канону «правду среды и быта», «Христа-человека».Тенденции модерна с его волей к созданию синтетических «сверхпроизведений» ярче всего проступили в театральных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной опере С.И.Мамонтова (опера Призраки Эллады с музыкой самого художника, 1906; и др.), активно способствуя декоративному обновлению русской сценографии. С 1910 художник увлеченно занимался организацией самодеятельного театрального творчества, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 Дом театрального просвещения имени В.Д.Поленова). Он разрабатывал особого рода облегченные, мобильные декорации, регулярно устраивал «народные» спектакли и концерты, что тоже отвечало исконной программе модерна с его лозунгом «искусство вместо революции».Мастер плодотворно занимался и архитектурой, внося в эскизах церквей, построенных в Абрамцево (в соавторстве с В.М.Васнецовым, 18811882) и Бехове под Тарусой (1906), вклад в развитие «русского стиля». Характерная для этих храмов стилизация под национальное Средневековье уступила место общим задачам комфортности и пластической выразительности планировки в зданиях собственного дома на Оке (18911892) и мастерской там же (т.н. Аббатство, 1904), где Поленов-зодчий выступил как предтеча функционализма. После революции мастер жил в своей усадьбе Борок, как на островке старой России, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству. Учениками Поленова (по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 18821895) были, в частности, И.И.Левитан, К.А. и С.А.Коровины, А.Е.Архипов и А.Я.Головин. Умер Поленов в своей усадьбе-музее Борок (с 1931 Поленово) 18 июля 1927.
|
|