Вывести на печать

КОНЁНКОВ, СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ (1874–1971), русский художник. Родился в деревне Караковичи (Смоленская губерния) 28 июня (10 июля) 1874 в крестьянской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892–1896), в частности у С.И.Иванова и С.М.Волнухина, а также в Академии художеств (1899–1902). В 1895–1896 и 1912 путешествовал по Европе и Средиземноморью, испытал влияние скульптурной архаики. Жил в Москве, наезжая в родную Смоленщину. В своих дореволюционных вещах виртуозно воплотил типичный для модерна мотив человека-в-стихии, стихии природы и истории. Провозвестия грядущей революции (Самсон, разрывающий узы, глина, 1902, первый вариант не сохранился), таинственный мир музыки (Паганини, гипс, 1906, Русский музей, Петербург), крестьянские и фольклорно-мифологические темы (Старичок-полевичок, Стрибог, обе работы – дерево, 1910, Третьяковская галерея), – все это слагается в космос форм, как бы преображающихся на глазах у зрителя; особенно эффектным это преображение выглядит в произведениях из дерева, разного рода «полевичках», «леших» и других существах, «нарождающихся» из ствола или корневища. Зарекомендовал себя также как мастер портрета (Сказительница М.Д.Кривополенова, дерево, 1915, там же) и декоративного ансамбля.

Работы мастера, созданные по плану монументальной пропаганды (мемориальная доска Павшим в борьбе за мир и братство народов, цемент, 1918; группа Степан Разин со своей ватагой, дерево, 1918–1919; первая была установлена на Спасской башне Кремля, вторая – на Лобном месте, ныне обе хранятся в Русском музее), далеки от официоза. Как и его друг С.А.Есенин, Коненков увлеченно слушал «музыку Революции», но воспринимал ее в трагическом регистре. Выехав в 1923 с выставкой в США, художник остался в Нью-Йорке. В Америке плодотворно работал, имея много портретных заказов, но значительного успеха не имел. Особенно интересен созданный им в этот период (в смешанной технике) большой цикл символических рисунков-диаграмм, где он, увлеченный идеями религиозного сектантства и теософии, стремился графически запечатлеть и предугадать судьбы человечества (ныне в его музее).

После возращения в Москву (1945) в одной личности как бы сосуществуют «два Конёнкова». Один – автор парадных композиций в «стиле триумф» (скульптурный декор Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, цемент, бронза, 1953–1954) и романтико-патетических портретов (Автопортрет, мрамор, 1954, Третьяковская галерея; Ленинская премия 1957), Герой Социалистического Труда (1969). Другой – уединенный мистик-символист, увлеченно возобновляющий прежние темы, в том числе Паганини и Самсона, работающий над воплощением своих оккультных рисунков в больших, универсальных образах (полуабстрактная – по замыслу светокинетическая – композиция Космос, особенно занимавшая его в последние годы; музей Конёнкова).

Умер Конёнков в Москве 9 октября 1971. К столетнему юбилею (1974) в Москве был открыт дом-музей Конёнкова.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
29/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!