Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
КОНЁНКОВ, СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ (18741971), русский художник. Родился в деревне Караковичи (Смоленская губерния) 28 июня (10 июля) 1874 в крестьянской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (18921896), в частности у С.И.Иванова и С.М.Волнухина, а также в Академии художеств (18991902). В 18951896 и 1912 путешествовал по Европе и Средиземноморью, испытал влияние скульптурной архаики. Жил в Москве, наезжая в родную Смоленщину. В своих дореволюционных вещах виртуозно воплотил типичный для модерна мотив человека-в-стихии, стихии природы и истории. Провозвестия грядущей революции (Самсон, разрывающий узы, глина, 1902, первый вариант не сохранился), таинственный мир музыки (Паганини, гипс, 1906, Русский музей, Петербург), крестьянские и фольклорно-мифологические темы (Старичок-полевичок, Стрибог, обе работы дерево, 1910, Третьяковская галерея), все это слагается в космос форм, как бы преображающихся на глазах у зрителя; особенно эффектным это преображение выглядит в произведениях из дерева, разного рода «полевичках», «леших» и других существах, «нарождающихся» из ствола или корневища. Зарекомендовал себя также как мастер портрета (Сказительница М.Д.Кривополенова, дерево, 1915, там же) и декоративного ансамбля. Работы мастера, созданные по плану монументальной пропаганды (мемориальная доска Павшим в борьбе за мир и братство народов, цемент, 1918; группа Степан Разин со своей ватагой, дерево, 19181919; первая была установлена на Спасской башне Кремля, вторая на Лобном месте, ныне обе хранятся в Русском музее), далеки от официоза. Как и его друг С.А.Есенин, Коненков увлеченно слушал «музыку Революции», но воспринимал ее в трагическом регистре. Выехав в 1923 с выставкой в США, художник остался в Нью-Йорке. В Америке плодотворно работал, имея много портретных заказов, но значительного успеха не имел. Особенно интересен созданный им в этот период (в смешанной технике) большой цикл символических рисунков-диаграмм, где он, увлеченный идеями религиозного сектантства и теософии, стремился графически запечатлеть и предугадать судьбы человечества (ныне в его музее).После возращения в Москву (1945) в одной личности как бы сосуществуют «два Конёнкова». Один автор парадных композиций в «стиле триумф» (скульптурный декор Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, цемент, бронза, 19531954) и романтико-патетических портретов ( Автопортрет, мрамор, 1954, Третьяковская галерея; Ленинская премия 1957), Герой Социалистического Труда (1969). Другой уединенный мистик-символист, увлеченно возобновляющий прежние темы, в том числе Паганини и Самсона, работающий над воплощением своих оккультных рисунков в больших, универсальных образах (полуабстрактная по замыслу светокинетическая композиция Космос, особенно занимавшая его в последние годы; музей Конёнкова).Умер Конёнков в Москве 9 октября 1971. К столетнему юбилею (1974) в Москве был открыт дом-музей Конёнкова.
|
|