Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
АЛЕКСИЙ II (в миру Алексей Михайлович Ридигер) (р. 1929), патриарх Московский и всея Руси, церковный деятель, ставший первосвятителем во время перестройки, когда в современной истории Русской православной церкви открылась новая эпоха. Родился в Таллине 23 февраля 1929 (отец, М.А.Ридигер, окончивший Санкт-Петербургское училище правоведения, эмигрировал в Эстонию после октябрьского переворота, в 1940 стал диаконом, в 1942 священником; мать, Е.И.Писарева, местная уроженка). С малых лет прислуживал в храмах. Учился (с 1947) в Ленинграде в Духовной семинарии и Духовной академии, окончил последнюю в 1953. Рукоположенный в священники (1950), был настоятелем храмов в Йыхви и Тарту. Благочинный Тарту-Вильяндинского округа Таллинской епархии (с 1959), принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре (1961); с того же года епископ Таллинский и Эстонский. В 1964 возведен в сан архиепископа, в 1968 в сан митрополита. Управляющий делами Московской патриархии в 19641986. В 1986 был назначен на Ленинградскую и Новгородскую кафедру с оставлением за ним управления Таллинской епархией. Избран патриархом Московским и всея Руси в 1990. Первосвятительство Алексия II совпало со счастливой переменой во взаимоотношениях церкви и государства в России; прежняя непримиримая политика «штурма небес» отошла в прошлое, Русской православной церкви последовательно возвращались ее законные права. Еще до возведения на патриарший престол Алексий деятельно способствовал этим переменам (в особенности тогда, когда возглавлял и обновлял церковную жизнь Ленинградской епархии), в качестве же первосвятителя учредил новые отделы Московского патриархата, прежде всего отделы религиозного образования и катехизации, а также церковной благотворительности и социального служения. Благодаря этому (а также в силу активной роли Алексия и его сотрудников в разработке новых законоуложений, например, федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», 1997) Русская православная церковь вновь заняла полноправное место в обществе. При Алексии II были открыты (иной раз вновь построены) и освящены тысячи храмов, в массе обителей возобновилась монашеская жизнь, в святцы вошло много новых святых, в том числе новомучеников и исповедников 20 в., ставших жертвами революционного террора и гонений.Вместе с тем переходный период принес с собой много религиозных смут (расколы на Украине, в Молдавии и Эстонии, обострение православно-католических отношений, в том числе из-за проблем западно-украинского униатства ( см. УНИЯ), беспрецедентная активизация деятельности различных сект и др.). На все нужно было реагировать тем паче в атмосфере гласности последовательно и четко. Твердость, даже воинственность в делах церковно-канонических и религиозно-нравственных (к примеру, в отношении к различным расколам, а также к «ересям») в сочетании с дипломатичностью (настойчивые призывы в миру и добротолюбию в дни гражданских распрей) в этом характерном стиле современного церковного управления личность Алексия II выразилась рельефно и ярко.
|
|