Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ. Храм определенным образом устроенное и освященное здание, в котором совершается богослужение. Храм в христианстве называют также церковью, потому что в нем собираются для молитвы верные Христу, которые и составляют церковь установленное самим Богом сообщество людей, объединенных верой, иерархией (священноначалием) и таинствами. Основание императором Константином (4 в.) православной византийской державы со столицей в Константинополе позволило христианам после долгого периода гонений открыто строить свои церкви. Прообразом православного храма стал ветхозаветный Иерусалимский храм, построенный Соломоном и считавшийся обиталищем Божества (см. ХРАМ).Самым знаменитым христианским храмом является София Константинопольская (6 в.) первая купольная базилика, превосходящая своими размерами все купольные сооружения античности. В ней были тонко продуманы и использованы особенности восприятия купольной архитектуры, находясь в которой человек созерцал очертания сводов и арок, что в конечном счете способствовало созданию у него молитвенного настроения, необходимого для восприятия богослужения. Круглый в плане купол, поднимающийся над зданием, стал своеобразным символом преодоления мертвой материи, ее одухотворения, а сама форма круга воспринималась как символ вечности, покоя и постоянства, которые суть важнейшие качества Бога. См. ВИЗАНТИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА; СВЯТАЯ СОФИЯ. На основе найденных в Софии архитектурных решений в Византии к 9 в. оформился т.н. крестово-купольный тип храма. В нем купол оставался главным смысловым и композиционным центром, обеспечивающим слитность пространства и центричность всей композиции. К подкупольному объему примыкали крестообразно расположенные цилиндрические или крестовые своды. В плане храм представлял собой прямоугольник или квадрат. В его внутреннем пространстве, как и во внешнем объеме, ясно прочитывался крест, главный символ христианской религии.Новая архитектура, с ее тонкой дифференциацией сводов и пространств, создала идеальные условия для символического осмысления. Храм воспринимался как микрокосм, объединяющий две сферы земную и небесную. Его архитектура отпечаток невидимой телесным зрением красоты. Упорядоченность его форм отражение гармонии небесного мира. С горним миром ассоциировались прежде всего купол и своды. В соответствии с этими представлениями в куполе помещали изображение самого Христа Пантократора (Вседержителя). Паруса, расположенные по углам подкупольного квадрата и служащие для перехода от квадратного основания к круглому куполу, несли на себе образы евангелистов и символизировали проповедь Евангелия по всем четырем сторонам света. В алтарной апсиде (полукруглом выступе на восточной стороне храма) помещали образ Богоматери, чьи молитвы соединяют мир дольний (зона стен) и мир горний (зона сводов). Здесь же в алтаре изображали причащение апостолов и причисленных к лику святых священников. Архитектурная концепция крестово-купольного храма и схема его декорации были восприняты как канон, на основе которого создавались многочисленные варианты решений. В Древней Руси утвердился т.н. закомарный храм крестово-купольного византийского типа. Как правило, он завершался торжественным пятиглавием. С течением времени данный тип претерпел существенные изменения и был преобразован к 15 в. в кубический одноглавый храм со ступенчато-повышенными сводами. Новшеством 16 в. стало появление бесстолпных храмов, увенчанных не куполом, а шатром. Замечательное обилие типов дал 17 в. Это храмы с сомкнутыми сводами и утвержденными на них декоративными луковичными главками, а также центрические постройки, представляющие собой «восьмерик» (восьмигранник), поставленный на «четверик» (куб). Неотъемлемой частью храмового ансамбля становится колокольня, отдельно стоящая или возведенная над притвором в западной части здания. Храмовая архитектура 19 в. следует канонам классицизма. Как правило, это центрические купольные постройки, восходящие к типу палладианской виллы. В 20 в. культивируется возрождение древних византийских образцов, стилизованных в соответствии со вкусами новой эпохи. Несмотря на различие типов, устройство внутреннего пространства православного храма следует единому правилу. Храм делится на три части алтарь, собственно храм и притвор (нартекс), подобно тому, как Иерусалимский храм делился на Святое Святых, святилище и открытый двор. Алтарь располагается в апсиде. Уровень пола алтаря, как правило, выше уровня пола в самом храме. В центре алтаря находится престол, имеющий вид каменной прямоугольной призмы. Престол «место невидимого присутствия самого Бога», на котором совершается бескровное жертвоприношение. Над престолом возводится род балдахина (киворий) на четырех тонких опорах. В дополнительных боковых пастофориях-абсидах располагается жертвенник (слева), где приготовляются литургические жертвенные дары, и диаконник (справа), выполняющий роль сосудохранительницы. За алтарной частью по оси восток запад следует помещение храма, предназначенного для верных, собирающихся для общей, соборной молитвы. От алтаря храм отделен алтарной преградой, или иконостасом, который полностью закрывает алтарь, открытый в католическом соборе взору верующих. Повышение уровня пола перед иконостасом называется солеей. Выход клира из алтаря в храм осуществляется через т.н. царские врата, устроенные в центре иконостаса. За храмом следует притвор (нартекс), предназначавшийся изначально для тех, кто еще не получил права входить в храм, не будучи причисленным к верным. В средневековых княжеских и царских храмах во втором ярусе над нартексом располагались хоры, где присутствовала во время богослужения княжеская или царская семья. В 17 в. притвор был преобразован в более пространное помещение, получившее название трапезной. Нередко к церкви пристраивали дополнительные небольшие помещения приделы, имеющие собственный алтарь. Необходимость в приделах связана с обычаем служить на одном престоле только одну литургию в течение суток. Наличие приделов в храме позволяло совершать несколько литургий. Согласно древним церковным установлениям, чтобы построить новый храм, необходимо получить благословение от церковного иерарха (епископа). При начале строительства совершали особый ритуал: в том месте, где должен быть возведен алтарь, священник полагал крестообразно камни в знак того, что основанием храма служит незыблемый камень Христос. Посреди этих камней возжигалась лампада, означающая наполняющим ее елеем милость Божию, а светом просвещение от истинного света Христа. Вновь построенный храм посвящался Христу, Богоматери, одному из христианских праздников или одному из святых.
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]()
|