Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
БОГДАНОВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (18731928), русский философ, ученый, политический деятель. Настоящая фамилия Малиновский. Родился 10 (22) августа 1873 в г.Соколка Гродненской губернии в семье учителя. В 1892 поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1894 принимал участие в студенческих волнениях, был арестован и отправлен в ссылку. Свою политическую деятельность начинал как народник, впоследствии перешел на социал-демократические позиции. В 1899 окончил медицинский факультет Харьковского университета (по специальности психиатрия). Тогда же увидел свет его первый философский труд Основные элементы исторического взгляда на природу (1899). В 1904 вышел философский сборник Очерки реалистического мировоззрения под редакцией Богданова. К большевистскому крылу российской социал-демократии он примкнул в 1903. Входил в состав ЦК, был членом социал-демократической фракции II Государственной Думы. Увлечение Богданова энергетизмом Оствальда и эмпириокритицизмом Э.Маха вызвало резкую критику Ленина в работе Материализм и эмпириокритицизм. В 1909 Богданов был исключен из партии. В 19141917 Богданов военный врач на фронте. После октябрьского переворота один из руководителей Пролеткульта, активно занимался научно-исследовательской работой. С 1926 директор Института переливания крови. Основой своих философских обобщений Богданов всегда считал учение Маркса, прежде всего «социальный материализм». В то же время он был убежден, что в самом современном естествознании рождаются новые философские идеи, переводящие материалистическую философию на новый уровень. Такого рода идеи Богданов усматривал в концепциях Э.Маха и Р.Авенариуса. В своей собственной теории «эмпириомонизма» он стремился к еще более радикальному (чем в эмпириокритицизме) преодолению психического и физического. Богданов предлагал отказаться от онтологического (субстанциального) противопоставления этих процессов и сделать «основным вопросом» философии определение и различение их организационных характеристик. Физическое в «эмпириомонистической» трактовке выступает как коллективный, «социально-организованный опыт», а психическое как опыт сугубо индивидуальный, личностный. Марксизм, по Богданову, сохраняет безусловное методологическое значение, будучи наиболее фундаментальной теорией социальной природы познания. Сохраняет свою ценность и марксистская идея пролетарской революции: «коллективистской» сущности мироздания в полной мере соответствует именно коллективизм психологии и идеологии пролетариата. Соответственно «индивидуалистическая» буржуазная идеология в исторической перспективе оказывается анахронизмом. Наиболее полно богдановская философия «организационных форм» представлена в его труде Тектология: Всеобщая организационная наука. Реальность рассматривалась мыслителем как совокупность систем разного уровня организации, находящихся в постоянном развитии и взаимодействии.Умер Богданов в Москве 7 апреля 1928.
|
|