Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
АФАНАСЬЕВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (18261871), русский фольклорист, историк, литературовед. Родился 12 (24) июня 1826 в г.Богучар Воронежской губ. в дворянской семье. В 1844 окончил Воронежскую гимназию и поступил на юридический ф-т Московского университета, который окончил в 1848. Под влиянием лекций К.Кавелина, С.Шевырева, Т.Грановского и др. профессоров сложились демократические убеждения Афанасьева. Его первая опубликованная статья Государственное хозяйство при Петре Великом (1847) вызвала одобрительную оценку В.Белинского. Афанасьеву прочили профессорскую карьеру, однако его пробная лекция о влиянии самодержавия на уголовное право в 1617 вв. вызвала нарекания министра просвещения С.Уварова и молодой ученый не был оставлен при университете. Афанасьев преподавал русскую историю и словесность в частном пансионе, а с 1849 служил в московском главном архиве министерства иностранных дел. В 18481849 Афанасьев являлся сотрудником журнала «Современник», в котором публиковал обзоры книг по истории России. Его исторические воззрения были близки к историко-юридической школе, к которой относили историка С.Соловьева и др. В 18581861 Афанасьев редактировал журнал «Библиографические записки». В нем он публиковал свои статьи по истории русской литературы и журналистики, а также текстологические и источниковедческие работы о Н.Новикове, А.Кантемире, Д.Фонвизине и др. В эти годы он написал статьи о А.Пушкине, К.Батюшкове и др. русских поэтах. В 1850-е годы Афанасьев занялся изучением и публикацией русского фольклора. В основе статей Ведун и ведьма (1851), Колдовство на Руси в старину (1851), Языческие предания об острове Буяне (1851) и др. лежала теория мифологического происхождения фольклора. Эти и другие статьи легли в основу фундаментального труда Поэтические воззрения славян на природу (тт. 13, 18651869). В 1851 Афанасьев начал готовить к изданию сборник русских народных сказок «по образцу братьев Гримм». Выход в свет в 18551863 восьми выпусков собрания Русские народные сказки ученый считал своей главной заслугой в русской литературе. Афанасьев основывался на собрании Российского географического общества и на записях В.Даля. В откликах на Русские народные сказки отмечалась полнота собрания, научный подход к текстам и удачная систематизация сказок по темам, образам и стилю. Опубликованный в 1859 сборник Афанасьева Народные русские легенды был запрещен после протеста обер-прокурора Синода. В 1895 он был издан в Берлине.В 1860 Афанасьев предпринял путешествие за границу, посетил Германию, Великобританию, Францию, Швейцарию, Италию. В 1872 в Женеве без указания имени составителя вышел его сборник Русские заветные сказки. Вероятно, во время заграничного путешествия Афанасьев познакомился с русскими политическими эмигрантами. В 1862, по возвращении в Россию, он был привлечен к следствию по делу «О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами». Это привело к его увольнению со службы и запрету на службу в государственных учреждениях.В последние годы жизни Афанасьев болел туберкулезом и испытывал тяжелые материальные затруднения. В 1865 получил место мелкого чиновника в Московской городской думе, а в 1867 стал секретарем съезда мировых судей. Печатал статьи в журналах «Библиотека для чтения», «Филологические записки», «Книжный вестник». В 1870 издал сборник Русские детские сказки, составленный на основе полного корпуса Народных русских сказок, соответствующим образом обработанного для детей.В конца 1840-х до начала 1860-х годов Афанасьев вел дневник, в котором содержится множество интересных наблюдений над общественной атмосферой предреформенной России. Умер Афанасьев в Москве 23 октября (4 ноября) 1871.
|
|