Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ТАЛАНКИН, ИГОРЬ (ИНДУСТРИЙ) ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1927), русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1985). Родился 3 октября 1927 в Ногинске Московской обл. В юности работал токарем, режиссером театральной студии при Дворце культуры ЗИЛа. В 1950 окончил театрально-музыкальное училище им. Глазунова, в 1955 режиссерский факультет ГИТИСа, в 1959 Высшие курсы сценаристов и режиссеров при «Мосфильме». В 19551956 режиссер русского драматического театра Прикарпатского военного округа во Львове. С 1958 режиссер киностудии «Мосфильм». Дебютной постановкой Таланкина в кино стала экранизация повести В.Пановой Сережа (совместно с Г.Данелия). В режиссерской трактовке современных бытовых реалий, воспринимаемых как бы глазами ребенка, преобладал лиризм и мягкий юмор. Фильм, представлявший разительный контраст в сравнении с более ранними советскими картинами о детях и подростках (например, с Педагогической поэмой А.Маслюкова, 1955), был восторженно принят на нескольких международных кинофестивалях (главная премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1960; Первая премия I Международной встречи фильмов для молодежи в Канне, 1960, и др.). Не менее успешной стала и вторая картина Таланкина, также поставленная по произведениям В.Пановой, Вступление (специальный приз МКФ в Венеции, 1962). Уверенность и своеобразие режиссерского почерка Таланкина казались настолько очевидными, что уже с 1964 он начал преподавать во ВГИКе.Вдохновленный стилистикой европейского авторского кино (Феллини, Бергман, Годар), Таланкин попытался раскрыть традиционную для модернистов тему творческого процесса и взаимосвязи эпох на русском и советском материале, взяв в качестве литературной основы автобиографическую повесть поэтессы Ольги Берггольц Дневные звезды.В конце 1960-х годов Таланкин обратился к жанру биографического фильма. Значительным успехом стала картина о П.И.Чайковском, где, в лучших традициях романной формы, создан исторический портрет гениального композитора (актер И.Смоктуновский). Фильм о физике-ядерщике И.В.Курчатове, поставленный пятью годами позже, был из разряда «государственных заказов», но и здесь Таланкин добился успеха, выведя на экран крупный, ранее не отображавшийся в кино исторический персонаж (роль Курчатова сыграл С.Бондарчук). В дальнейшем, экранизируя произведения русской и советской литературы ( Отец Сергий по Л.Толстому, Звездопад по В.Астафьеву, Бесы (Николай Ставрогин) по Ф.Достоевскому), Таланкин избирал в качестве главного героя незаурядную, сильную духом личность, действующую на богатом и драматичном историческом фоне. Отец Сергий был расценен как заметный вклад в экранизацию русской литературной классики. Иная судьба была у Бесов: фильм с чрезвычайно интересным актерским составом (А.Руденский, А.Демидова, А.Джигарханян, О.Кабо и др.), потребовавший от режиссера значительной самоотдачи, вызвал весьма сдержанные отзывы критики и, как и многие отечественные картины этого периода, не дошел до широкого зрителя.Экранизация Достоевского стала второй картиной, поставленной И.Таланкиным совместно с сыном, Дмитрием. Первая совместная работа Игоря и Дмитрия Таланкиных, криминальная драма на современном материале Осень, Чертаново, была скорее исключением для творческой практики маститого режиссера. Вернувшись к кинорежиссуре после продолжительного перерыва, в фильме Незримый путешественник (2000) Таланкин вновь избрал своим главным героем личность незаурядного масштаба Александра I. При всей скромности и даже скудости изобразительного решения (продиктованного прежде всего финансовыми причинами), несвойственной стилистике Таланкина, фильм о последних днях жизни русского императора привлек внимание критики и зрителей.
|
|