Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
СТРЕЛЬСКАЯ, ВАРВАРА ВАСИЛЬЕВНА (настоящая фамилия Старова, по мужу Стуколкина) (18381915), русская драматическая актриса. Родилась 4 (16) декабря 1838 в Москве, в актерской семье: отец оперный певец В.Стрельский, мать драматическая актриса С.Виноградова; крестная мать знаменитая артистка Н.Репина. Впервые взошла на сцену театра в три года: на подмостки ее вывел сам М.Щепкин. С шести лет обучалась в Петербургском театральном училище сначала балету, а затем драме (у П.Григорьева и В.Василько-Петрова); в годы учебы начала выступать на казенной сцене в балетах (Эсмеральда Ч.Пуньи) и в драматических спектаклях (Уголино Н.Полевого). По окончании училища в 1857 дебютировала в Александринском театре в роли пансионерки Саши в водевиле С.Турбина Картинка с натуры, шедшего в бенефис П.Садовского. Во втором дебютном спектакле Горе от ума А.Грибоедова юная актриса с большим успехом сыграла Лизу, на четверть века став ее бессменной исполнительницей. Амплуа молодой Стрельской инженю-комик, травести, субретка. Ее величали воскресшей Асенковой, предрекали блестящую будущность, но в силу закулисного недоразумения Стрельской на протяжении четырнадцати лет пришлось переиграть множество незначительных ролей в бессмысленных комедиях и водевилях (Средство выгонять волокит Н.Куликова, Новички в любви П.Коровкина, Пансионерка А.Декурселя и Т.Баррьера, Петербургская барышня В.Иванова и т.п.). Участвовала она и в опереттах (например, роль Общественного мнения в Орфее в аду Ж.Оффенбаха, 1866); много гастролировала по провинции. Положение изменилось лишь в 1870-х годах в связи с переходом Стрельской на комические и характерные роли. В полной мере ее дарование раскрылось в репертуаре А.Островского. К двум ранее сыгранным ролям (Устинька в Праздничном сне до обеда, 1957, и Стеша в Доходном месте, 1963) добавляются Круглова (Не все коту масленица, 1872), Мигачева (Не было ни гроша, да вдруг алтын, 1872), Зыбкина (Правда хорошо, а счастье лучше, 1877), Михевна (Последняя жертва, 1877), Домна Пантелевна (Таланты и поклонники, 1882), Марфа (Невольницы, 1883), Татьяна Перепечина (Комик XVII столетия, 1894), Бобылиха (Снегурочка, 1900) и др.Уроженка Москвы, актриса со знанием дела воспроизводила реальных замоскворецких купчих, мещанок, свах. Стрельская часто говаривала: «Мое дело Островский», а актеры в шутку обращались к ней: «M-me Островская». Драматург неизменно восторгался ее игрой и охотно отдавал новые пьесы для ее бенефисов. Не менее хороша была Стрельская в Ревизоре (Пошлепкина) и Женитьбе (Фекла Ивановна) Н.Гоголя, в Недоросле Д.Фонвизина (Простакова), в Горе от ума Грибоедова (графиня Хрюмина), в Свадьбе Кречинского А.Сухово-Кобылина (Атуева), в Завтраке у предводителя И.Тургенева (Каурова), в Иванове А.Чехова (Авдотья Назаровна), в Тартюфе Мольера (Дорина), в Татьяне Репиной А.Суворина (Раиса Соломоновна), в Золоте В.Немировича-Данченко (Анна Ефимовна), в Цепях А.Сумбатова-Южина (госпожа фон Мейер) и др. В летний сезон 1903 с успехом играла в Ораниенбауме роль Бессеменовой (Мещане М.Горького) в партнерстве с В.Давыдовым. В 1905 ей было присвоено звание заслуженной артистки императорских театров. Последние годы жизни Стрельская не столько использовала свой блестящий артистический талант (в первую очередь комический), сколько играла на сцене самое себя славную, благостную старушку, а потому добродушие тона нередко прорывалось в образы, к тому не подходящие. Так, не вполне удачным было исполнение вдовы Кукушкиной в Доходном месте Островского. Выступала Стрельская и на эстраде с чтением басен И.Крылова. Мастерство Стрельской высоко оценивали такие разные режиссеры, как К.Станиславский и Вс. Мейерхольд.Умерла Стрельская в Лигове 11 (24) января 1915.
|
|