Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
БОДХИЧАРЬЯВАТАРА |
БОДХИЧАРЬЯВАТАРА
(санскр. «Вхождение в жизнь, [ведущую] к просветлению»), основное произведение мадхьямика Шантидэвы (78 вв.), сына одного из царей, правившего на полуострове Саураштра (совр. Гуджарат), автора нескольких сочинений, систематизирующих учение махаяны. Одно из них Шикшасамуччая (Свод учения) представляло собой попытку кодифицировать в 27 стихах. Бодхичарьяватара написана в совершенно ином стиле весьма прочувствованной поэзии и доверительного диалога автора с читателем и вдохновила не менее 11 комментаторов (сочинения которых сохранились на тибетском языке).
Глава I открывается прославлением мысленного стремления к «просветлению» (бодхичитта), решимости стать буддой ради «освобождения» всех живых существ. Шантидэва сам принимает это решение, радуется всем добрым делам обитателей земли, молит будд всех частей света возжечь светильник дхармы для пребывающих в неведении и уговаривает бодхисаттв «отложить» свою нирвану, чтобы помочь достичь ее другим. В главе III он уже обращается к самому себе как ставшему на путь бодхисаттвы, торжественно обещая использовать накопленную им «заслугу» (пунья) для облегчения страданий и служить лекарством, врачом и сиделкой всем, кто еще не избавился от болезней сансары. Он хочет быть защитником тех, кто нуждаются в защите, поводырем блуждающих в пустыне, кораблем, пристанью и мостом для ищущих берега в море сансары, светильником для слепых, ложем для уставших и слугой всех, кто в нем нуждается. Главы IVVIII посвящены обету бодхисаттвы и тем «совершенствам» (парамиты), которыми он призван овладеть. Прежде всего, он должен быть готов пожертвовать собой ради других, но ему следует также соблюдать и правила нравственного поведения (шила), изложенные в авторитетных текстах, которые он призван изучать. У людей три главных врага: гнев, ненависть и страсть. Ранят нас именно они, а не «внешние» враги. Последних мы должны любить так же, как и всех остальных, ибо если мы любим все создания, то этим радуем будд, а когда пытаемся нанести им ущерб, враждуем и с буддами. Когда кто-то обижает меня, это лишь результат его кармы почему же я должен гневаться на него в ответ? Нельзя ненавидеть даже врагов религии тех, кто осмеивает и уничтожает изображения Будды, ступы и даже пытается разрушить само учение (эта тема была весьма актуальной на стадии решающего вытеснения буддизма из Индии). Тот, кто желает добра другим, делает его буддам и бодхисаттвам, которые сами неоднократно сходили в ады ради блага живых существ. Бодхисаттва с самого начала не должен отличать себя от других , и именно полное отождествление себя с другими является тем духовным упражнением, которое он должен особенно прилежно выполнять. Подобно тому как человек любит свои руки и ноги, так он должен любить и другие существа. Шантидэва вдохновенно доказывает, что для благочестивого «ученика просветления» должно быть очевидно единство себя и других (паратмасамата), более того, он должен стремиться к «превращению других в себя» (паратмапаривартана).Тональность энтузиастического альтруизма, однако, резко сходит на нет в главе IX. «Опьянение состраданием» завершается холодным отрезвлением под действием «негативной диалектики» мадхьямики. Все в мире тщетно и преходяще, но если иллюзия в связи с выполнением обязанностей (карьямоха) благотворна, то иллюзия в связи с собственным Я (атмамоха) вредоносна (при этом, однако, не уточняется, каким образом можно оправдать благотворную иллюзию, если она опирается на вредоносную, ибо обязанности по отношению к другим невозможны без различения Я и «другого»). После возвышенного изложения учения об активном сострадании Шантидэва приходит к выводу о том, что поскольку все сущее пусто и преходяще и некого почитать или порицать, то нет ни радости, ни страдания, а потому и того, что и кого следует любить или ненавидеть, ищите их где угодно, и все равно не найдете! Как мадхьямик Шантидэва принимает учение о двух уровнях истины ( см. ПРАДЖНЯПАРАМИТСКИЕ ТЕКСТЫ), и если на уровне конвенциональном были друзья (все живые существа) и враги (главные страсти), то на уровне абсолютном нет ни тех, ни других (а потому и само деятельное сострадание является «условным», полезным или вредным в зависимости от точки отсчета). В Х главе поэт вновь начинает испытывать ностальгию по идеалу активного сострадания и необходимости работать для освобождения даже обитателей ада и просит для этого помощи у бодхисаттвы Манджушри. Во времена тибетского историка буддизма Таранатхи (1617 вв.) высказывались сомнения относительно подлинности данной главы, и один из комментаторов Бодхичарьяватары воздержался от ее истолкования, хотя знал ее прекрасно. Однако глава вполне может быть и подлинной. См. также БУДДА И БУДДИЗМ; ДХАРМА; КАРМА; КАРУНА; МАЙТРИ; НИРВАНА; ПРАДЖНЯПАРАМИТСКИЕ ТЕКСТЫ; ПАРАМИТЫ; ПУНЬЯ; САНСАРА; ШИЛА.Сабрукова С.С. Традиция отдельного перевода десятой главы из «Бодхичарьяватары» в Монголии и Бурятии. Буддизм в России, 1997, № 28 Шантидэва. Путь Бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара). СПб, 1999
|
"БОДХИЧАРЬЯВАТАРА" STUDENTS.BY |