Вывести на печать

КУПРИН, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1870–1938), русский писатель. Родился 26 августа (7 сентября) 1870 в г.Наровчат Пензенской губ. Отец был мелким чиновником, мать происходила из обедневшего рода татарских князей. Отец умер, когда Куприну был год. Оказавшись на грани нищеты, мать переехала в Москву, где отдала дочерей в казенные учебные заведения, а сама поселилась с сыном во «вдовьем доме». Детство будущего писателя прошло, по его словам, «среди старушечьих интриг, сплетен, подхалимства к богатым и презрения к бедным».

После «вдовьего дома» Куприн воспитывался в военном Разумовском пансионе; десяти лет был отдан в кадетский корпус, затем окончил Александровское юнкерское училище. Воспоминания о казенных военных учреждениях отразились в так называемой «военной трилогии» Куприна: повестях На переломе (Кадеты, 1900), Поединок (1905) и романе Юнкера (1933). О главном герое повести На переломе Куприн говорил: «Буланин – это я сам, и воспоминание о розгах в кадетском корпусе осталось у меня на всю жизнь».

В 1890, по окончании училища, Куприн был направлен офицером в 46-й пехотный полк, расположенный в Подольской губ. Начал писать стихи, затем перешел на прозу и в 1889 опубликовал первый рассказ. В 1894 оставил военную службу и переехал в Киев. О своей дальнейшей жизни Куприн писал: «Куда только ни совала меня судьба. Я был последовательно офицером, землемером, грузчиком арбузов, подносчиком кирпичей, продавцом в Москве, на Мясницкой... Был лесным объездчиком, нагружал и разгружал мебель во время осеннего и весеннего дачных сезонов, ездил передовым в цирке, занимался гнусным актерским ремеслом, но никогда не представлял себе, что придется быть еще и псаломщиком». Друг Куприна, писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк, считал, что на повествовательную манеру Куприна оказала большое влияние его репортерская работа.

В 1898 Куприн опубликовал повесть Олеся – романтическую и печальную историю любви городского барина и девушки из полесской глуши. Противопоставление природной чистоты и городской испорченности давалось на фоне ярких зарисовок быта, суеверий и обрядов полесских крестьян.

В 1903 Куприн стал членом возглавляемой А.М.Горьким группы «Знание» и в 1905 опубликовал в сборнике «Знание» повесть Поединок. Вышедший в дни разгрома русского флота под Цусимой Поединок был ответом Куприна на вопрос о причинах поражения России в русско-японской войне. Главный герой, поручик Ромашов, – фигура во многом автобиографическая. Не только его биография, но и мысли о том, что существуют только три достойных человека призвания – наука, искусство и свободный физический труд, – были близки Куприну. Прототипов имеют и другие герои повести: в частности, в образе корпусного командира выведен командующий Киевским военным округом. Повесть написана в лучших традициях русской психологической прозы. Ей присуще реалистическое мастерство, наличие тонко подмеченных подробностей армейского быта, психологический анализ. Поединок принес Куприну не только российскую, но и всемирную славу – вскоре повесть была переведена на многие языки, инсценирована. Официальные российские издания писали, что в этой повести простой народ натравливается на войско, солдаты – на офицеров, а эти последние – на правительство. Однако высказанные в повести взгляды Куприна получили поддержку многих офицеров. Л.Н.Толстой высоко оценил повесть, поставив Куприна как прозаика выше Горького и Л.Андреева.

Куприн восторженно принял революцию 1905, спрятал у себя в доме в Балаклаве несколько матросов с мятежного крейсера «Очаков», опубликовал очерк о революционных событиях в Севастополе, за что был привлечен к суду и вынужден навсегда покинуть город. После поражения революции Куприн разочаровался в ней.

Уже в 1916 было издано собрание сочинений Куприна в двенадцати томах. Героями его произведений были представители всех слоев русского общества. В рассказе Гамбринус (1907) выразилось, по мнению литературоведа С.Чупринина, желание Куприна писать «не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его». Образ главного героя – «маленького человека» – характерен для русской реалистической прозы. Еврейский музыкант Сашка, играющий в одесской пивной, через страдание поднимается на высшую ступень человеческого духа и подлинного искусства. Писатель хорошо знал среду, в которой происходило действие Гамбринуса, и людей, которые «знали тяжесть труда, любили прелесть и ужас ежедневного риска, ценили выше всего силу, молодечество, задор и хлесткость крепкого слова».

В 1911 Куприн опубликовал рассказ Гранатовый браслет – шедевр русской прозы о любви. О замысле рассказа автор писал в частном письме: «Это печальная история маленького телеграфного чиновника П.П.Желтикова (в рассказе – Желтков), который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова». В каком-то смысле Гранатовый браслет был ответом критикам повести Яма (1909), упрекавшим писателя в безнравственности за то, что он показал жизнь проституток. В Гранатовом браслете, по мнению современных Куприну критиков, безнадежная любовь полна внутреннего духовного обаяния и по красоте своих психологических ситуаций относится к творениям высшего порядка. Впоследствии писатель К.Паустовский поставил Гранатовый браслет в один ряд с любовной лирикой Пушкина, Анной Карениной Толстого и Дамой с собачкой Чехова.

Начало Первой мировой войны вызвало у Куприна патриотический подъем. Он занимался подготовкой новобранцев к фронту, открыл в своем доме в Гатчине госпиталь для солдат. После Октябрьского переворота 1917 писатель пытался найти свое место в новой действительности. Переводил Шиллера для горьковской Библиотеки Всемирной литературы, хотел выпускать независимую крестьянскую газету «Земля», в полезности которой пытался убедить Ленина. В 1918 был арестован за публикацию «контрреволюционной» статьи о великом князе Михаиле. Впоследствии был освобожден, но решение покинуть большевистскую Россию уже было принято. В 1919 с армией Юденича писатель ушел в Финляндию, оттуда перебрался в Париж.

Жизнь в эмиграции была тяжела для Куприна и материально, и морально. По воспоминаниям М.Алданова, он совершенно не был приспособлен для жизни и работы за границей. Куприн писал мемуарные очерки, рассказы, зарисовки. В 1933 был полностью опубликован его роман Юнкера – своего рода полемика с самим собой как автором На переломе и Поединка. В Юнкерах жизнь военного учебного заведения показана в светлых и сентиментальных тонах: первая любовь, бал на Рождество, гуляния на Масленицу, парад в честь приезда в Москву царя и т.п.

В 1937 смертельно больной Куприн решил вернуться в СССР. Советская политическая машина сделала из его приезда пропагандистскую кампанию.

Умер Куприн в Ленинграде 25 августа 1938.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
29/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!