БЕРТЛО, ПЬЕР ЭЖЕН МАРСЕЛЕН (Berthelot, Pierre-Eugene-Marcellin) (1827–1907), французский химик-органик и физикохимик, историк науки, общественный деятель. Родился в Париже в семье врача 25 октября 1827. Окончил лицей Генриха IV, затем Парижский университет. В 1851 получил место ассистента профессора А.Ж.Балара в Коллеж де Франс, в 1859 стал профессором химии Высшей фармацевтической школы в Париже, в 1865 основал и возглавил кафедру органической химии в Коллеж де Франс. С 1876 – инспектор высшего образования, в 18861887 – министр народного просвещения, с 1889 – непременный секретарь Парижской Академии наук. В 1895 был министром иностранных дел.

В химической науке Бертло прославился как один из основателей органического синтеза. Используя оригинальные методы, первым получил из элементов и простейших исходных веществ множество новых и уже известных природных соединений, относящихся к разным классам. В 1853–1854, изучая взаимодействие глицерина и жирных кислот (стеариновой, пальмитиновой, олеиновой и др.), получил аналоги природных жиров, тем самым доказав возможность их синтеза. Эти работы вошли во все учебники органической и биологической химии, а также трактаты по философии как пример превращения «вещи в себе» в «вещь для нас». Принципиальное значение имело осуществление синтеза этилового спирта из этилена и воды с участием серной кислоты (1854), открывшее путь к новому способу производства этого важного соединения. Ранее этиловый спирт получали только брожением сахаров.

Особое место в исследованиях Бертло занимают углеводороды, которым посвящены полвека (с перерывами) труда ученого, многочисленные статьи и обобщающий труд Углеводороды. Экспериментальные исследования. 1851–1901 (Les carbures d'hydrogne, v. 1–3, 1901). Бертло провел массовые синтезы этих соединений и их производных из простых веществ, иногда даже из химических элементов. Так, из углерода и водорода в вольтовой дуге он получил ацетилен, а на его основе – бензол, стирол, нафталин и более сложные ароматические и конденсированные системы. В 1867 Бертло предложил универсальный метод восстановления органических соединений иодистым водородом, широко использовавшийся до открытия каталитического гидрирования газообразным водородом.

Начиная с 1865 Бертло активно занимался термохимией, провел обширные калориметрические исследования, приведшие, в частности, к изобретению «калориметрической бомбы» (1881); ему принадлежат понятия «экзотермической» и «эндотермической» реакций. Бертло получены обширные данные о тепловых эффектах огромного числа реакций, о теплоте разложения и образования многих веществ. Свои термохимические представления ученый изложил в двухтомнике Термохимия (Thermochimie, v. 1–2, 1897).

Бертло занимался также исследованием химии и физикохимии взрывчатых веществ (изучал закономерности их сгорания, определил скорость распространения взрывной волны, наладил производство взрывчатых веществ для обороны Парижа во время осады города немцами в 1870). Известны работы ученого и в области агрохимии и биохимии. Бертло выяснил роль углерода, водорода, азота и других элементов в росте и развитии растений, установил, что в почве, населенной микроорганизмами, происходит фиксация азота. Эти, а также другие исследования в области биохимии изложены им в 4-томном труде Растительная химия и агрономия (Chimie vgtale et agricole, v. 1–4, 1899).

Бертло много занимался историей химии. В 1885 вышел его труд Происхождение алхимии (Les origines de l'alchimie, 1885), в 1887–1893 он опубликовал собрания древнегреческих, сирийских и арабских алхимических рукописей с переводами и комментариями. Бертло принадлежит книга Революция в химии. Лавуазье (La rvolution chimique. Lavoisier, 1890) и труды о других великих ученых-химиках.

В 1889 Бертло был избран в число сорока членов Французской академии литературы и искусств (т.н. «бессмертных»). Он состоял членом почти всех академий мира, в том числе и Петербургской академии наук. Умер Бертло в Париже 18 марта 1907.

19/04/2024