Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
БОГОМОЛОВ, ВЛАДИМИР ОСИПОВИЧ (р. 1926), русский писатель. Родился 3 июля 1926 в д.Кирилловка Московской области. Участник Великой Отечественной войны 19411945. В действующей армии был рядовым, командиром отделения, взвода, офицером разведки. Награжден орденами и медалями. Служил в армии до 1952. Первое произведение Богомолова опубликованная в журнале «Знамя» повесть Иван (1957) сразу принесла автору известность. Трагическая история мальчика-разведчика, погибающего от рук немецких захватчиков, рассказана с глубокой эмоциональностью, но без патетики. Несовпадение точек зрения автора и героя-рассказчика, старшего лейтенанта Гальцева, создает в повести сложную и неоднозначную смысловую перспективу. С одной стороны, гибель Ивана жестокая и непоправимая потеря, с другой движущая Иваном жажда мести показана как глубокая недетская страсть, как доминанта его личности. В известной мере Иван взрослее, чем Гальцев (отсюда и непривычная для литературного канона полная форма имени персонажа: погибая, Иван уносит с собой неразгаданную тайну, ощущение которой возникает с первых строк повести. К Ивану (как и ко всей последующей военной прозе Богомолова) решительно неприменима категория «героизма» речь здесь скорее идет о чувстве профессионального долга, определяющем поведение персонажей. Труд разведчиков показан детализированно, причем автор не бравирует своей компетентностью и знанием материала, а применяет это знание для достижения необходимого художественного результата. Военная терминология используется как остраняющая лексика, позволяющая преодолеть автоматизм восприятия и создать эффект читательского присутствия в описываемой ситуации. В этом сказалась плодотворная ориентация автора на повествовательную и стилистическую традицию Л.Толстого. Повесть Иван переведена более чем на сорок языков, опубликована более двухсот раз. На ее основе режиссером А.Тарковским создан фильм Иваново детство (1962). В повести Зося (1963) показаны отношения между юным русским офицером и польской девушкой. Финал повести исполнен элегической грусти, мотив несбывшейся любви приобретает философское звучание: в жизни героя «не состоялось что-то очень важное, большое и неповторимое...» Таким же настроением проникнуты короткие рассказы Богомолова о войне: Первая любовь (1958), Кладбище под Белостоком, Сердца моего боль (1963). В 1963 писателем также создано несколько предельно лаконичных рассказов на бытовые темы: Второй сорт, Кругом люди, Сосед по палате, Участковый, Сосед по квартире, примечательных умением автора обрисовать характер минимальными средствами.В 1973 Богомолов закончил работу над романом Момент истины (В августе сорок четвертого...) (первая публикация в журнале «Новый мир», 1974). Основная фабульная пружина произведения история о том, как оперативно-розыскная группа контрразведчиков обезвреживает группу немецких агентов-парашютистов. Драматическая напряженность повествования и параллельный монтаж нескольких сюжетных линий сообщают роману чрезвычайную занимательность. Сюжетная архитектоника Момента истины включает в себя предыстории главных героев Алехина, Таманцева и Блинова, описание работы командных структур вплоть до Ставки, взаимоотношения армии и мирного населения Западной Белоруссии и Литвы. Повествовательная техника автора отличается гибкостью и разнообразием: рассказ ведется голосами разных героев, в ткань сюжета внедрены военно-служебные документы, несущие и познавательную, и экспрессивную нагрузку. Финал романа успешное завершение операции сопровождается безошибочно рассчитанным катартическим эффектом. Важную роль в романе играет «многоязычие»: индивидуальные речевые характеристики повествователей, немецкие и польские вкрапления, официально-деловой стиль, профессиональный жаргон разведчиков («момент истины», «прокачать», «бутафорить», «волкодав»). Речевая динамика поддерживает и усиливает динамику сюжетную. В ситуации размывания жанровых форм и границ Момент истины предстает как уникальный пример классического романного построения, гармонично сочетающего традиционность с острой современностью художественного мышления, черты занимательного триллера с глубиной нравственно-психологического конфликта.Авторское отношение к изображаемому в Моменте истины не сбивается ни на морализаторство, ни на сиюминутные политические оценки. Это, в частности, относится и к описанию высшего командования, и к портрету Сталина (глава В ставке ВГК): автор предоставляет читателю возможность самостоятельно сделать итоговые выводы. Показателен отзыв К.М.Симонова: «Это роман не о контрразведке. Это роман о советской государственной и военной машине сорок четвертого года и типичных людях того времени». Роман переведен более чем на тридцать языков и выдержал более ста изданий.Действие повести В кригере («Новый мир», 1993, № 8) происходит первой послевоенной осенью на Дальнем Востоке: разместившаяся в «кригере» (вагон для перевозки раненых) оперативная группа отдела кадров раздает вернувшимся с фронта офицерам безрадостные направления в отдаленные гарнизоны. Под колесо военно-бюрократической машины попадает и герой-рассказчик, одновременно изображается колоритная офицерская среда. Повесть отмечена широким эпическим размахом, свидетельствует о неисчерпанности разрабатываемых автором тематических пластов, о возможности качественно нового взгляда на военную и послевоенную реальность.Творчество Богомолова соприкасается с разными литературными традициями: эпическим реализмом Л.Толстого, пластичностью образных описаний И.Бунина. В последние годы писатель работает над публицистической книгой Срам имут и живые, и мертвые, и Россия.., где ведет полемику с новейшими сочинениями о Великой Отечественной войне.
|
|