Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
РАВЕССОН-МОЛЬЕН, ЖАН ГАСПАР ФЕЛИКС (Ravaisson-Molien, Jean Gaspard Flix) (18131900), обычно называемый Феликсом Равессоном, французский философ, археолог и историк искусства. Родился в Намюре 23 октября 1813. Учился в коллеже Роллен, где получил почетный приз на общем конкурсе в 1833 и степень агреже в 1836. Спустя год удостоился награды Академии моральных и политических наук за работу о метафизике Аристотеля. В 18381840 профессор философии в Ренне. В 1840 Равессону была присуждена степень доктора словесности за диссертацию О привычке (De l'habitude), получившую высокую оценку в философских кругах, в том числе В.Кузена. Был генеральным инспектором публичных библиотек с 1839 до 1853. С 1853 до 1880 генеральный инспектор системы высшего образования. Кавалер ордена Почетного легиона (1862). Член Академии моральных и политических наук (с 1880), куратор классических древностей в Лувре (с 1870). Основные идеи философии Равессона сформировались под влиянием Мен де Бирана и Шеллинга, курс лекций последнего, посвященный отношениям природы и духа, он прослушал в Мюнхене. Следуя Мен де Бирану, Равессон развил концепцию Шеллинга, усилив ее волюнтаристический момент: свободную волю он считал наиболее существенным элементом действительности. Главный метод познания Равессон видел в интроспекции, а индивидуальный опыт рассматривал как основу познания. Одним из существенных фактов опыта является, по Равессону, привычка, открывающая индивиду неразрывную связь духа и материи. Отчетливое сознание предполагает определенный разрыв между идеей какой-либо цели и ее реализацией, заполняемый рефлексией; в привычке этот разрыв сокращается, а затем вообще исчезает; привычка акт разумный, но не осознаваемый. Природа не слепая и механическая сила, в ней доминирует желание, которое непосредственно воспринимает свой объект; в этом и заключается основание ее связи со свободой. Еще до того, как Равессон приступил к работе над диссертацией, Равессон написал труд об Аристотеле, которому придал завершенную форму в Опыте о метафизике Аристотеля (Essai sur la mtaphysique d'Aristote, 18371846). Здесь, опираясь на аристотелевскую критику теории идей Платона, он объясняет движение и жизнь природы желанием, которое увлекает ее к интеллекту, понимаемому как реальность, а не как абстракция, не как идеи Платона.В книге Венера Милосская (La Venus de Milo, 1862) Равессон показывает, как под внешней строгостью форм постигается внутренняя гармония произведения искусства. Универсальная гармония как бы божественная благодать, разлитая в вещах; такова и сама сущность природы. Бог передает природе и универсуму только часть своего совершенства, чтобы дать им возможность самостоятельно развиваться, достигая все более высоких ступеней.Среди других работ Равессона: Доклад о стоицизме (Rapport sur le stocisme, 1851), Философия во Франции в 19 веке (La philosophie en France au XIX-e sicle, 1868), Мораль и метафизика (Morale et mtaphysique, 1893). Равессон считается учителем Ж.Лашелье.Умер Равессон в Париже 18 мая 1900.
|