Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
БАТАЛОВ, АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1928), русский актер театра и кино, кинорежиссер. Народный артист СССР (1976). Родился 20 ноября 1928 во Владимире. В 1950 окончил Школу-студию МХАТ, в 19501953 играл на сцене ЦТСА, затем во МХАТе. С 1954 начал сниматься в кино, работая в основном на «Ленфильме». Первая роль молодой рабочий Алексей Журбин в фильме Большая семья Хейфица. В роли молодого водителя с автобазы Саши Румянцева (Дело Румянцева) одним из первых в советском кино предстал в образе героя-жертвы государственной судебно-следственной системы. Открытием для советского экрана стал и образ Бориса Бороздина (Летят журавли М.Калатозова) «нетипичного» фронтовика, чья гибель на войне является в большей степени личной трагедией двух влюбленных, чем «каплей в море» массового героизма. Румянцев, Бороздин, физик Дмитрий Гусев (Девять дней одного года Ромма) стали разными гранями многоликого героя эпохи «оттепели» молодого человека с тонким, индивидуализированным восприятием мира и гражданской ответственностью, интеллигента по складу души. В 1960 Баталов более чем убедительно заявил о себе в ролях героев русской классической литературы, раскрыв перед зрителем душевную драму Гурова в Даме с собачкой (режиссер И.Хейфиц). Другими крупными ролями стали Федя Протасов в Живом трупе В.Венгерова и Голубков в Беге А.Алова и В.Наумова. В режиссуре Баталов дебютировал экранизацией повести Н.В.Гоголя Шинель (1960). В 1966 экранизировал сказку Ю.Олеши Три толстяка, где также сыграл роль канатоходца Тибула. В 1972 поставил советско-чехословацкий фильм Игрок (по роману Ф.М.Достоевского), стремясь в равной мере уважительно отнестись и к духу, и к букве литературного первоисточника. В 1980 открытием для широкого зрителя стала его трактовка роли «рабочего-интеллигента» Георгия Ивановича в мелодраме В.Меньшова Москва слезам не верит, человека с обычным социальным статусом и неординарным душевным благородством.В 19801990-е годы Баталов снимался сравнительно мало. Ни авторские ленты ( Похороны Сталина Е.Евтушенко и Время отдыха с субботы до понедельника И.Таланкина), ни тем более заурядные жанровые картины (фильм об автогонщиках Скорость, детектив Досье человека в «Мерседесе», мистическая драма Полтергейст-90) не стали адекватной сферой применения его художественных возможностей. Основным поприщем Баталова стала педагогическая деятельность. С 1976 Баталов ведет актерскую мастерскую во ВГИКе, с 1980 профессор ВГИКа.
|
|