Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() АЛЕКСАНДРОВ, ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (19031983) (наст. фамилия Мормоненко), русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1948). Родился 10 (23) января 1903 в Екатеринбурге. Работал помощником костюмера, декоратором, электротехником в Екатеринбургском оперном театре. Учился на курсах режиссеров Рабоче-крестьянского театра. В 19211924 актер Первого Рабочего театра Пролеткульта в Москве. Тогда же начал работать в творческом содружестве с С.М.Эйзенштейном сначала как актер в его театральных постановках (роль Глумова в спектакле Мудрец по пьесе А.Н.Островского На всякого мудреца довольно простоты, 1923), затем как актер и ассистент режиссера в фильме Стачка, актер и сорежиссер в фильме Броненосец «Потемкин». Александров с энтузиазмом воспринимал теоретические поиски и практические новации Эйзенштейна в области монтажа и актерского исполнения в кино, вместе с ним и В.Пудовкиным выступил одним из авторов творческого манифеста Будущее звуковой фильмы (1928). Совместно с Эйзенштейном написал сценарии и поставил фильмы Октябрь (1927) и Старое и новое (1929), выезжал вместе с ним в творческую командировку в США и Мексику, где работал над картиной Да здравствует Мексика! В 1930-е годы Александров обратился к жанру музыкальной комедии. С большим успехом дебютировал фильмом Веселые ребята (Кубок Международного кинофестиваля в Венеции, 1934), органично объединив в художественном пространстве фильма комическую эксцентрику, лирическую сюжетную линию и музыку И.Дунаевского. Картина имела значительный успех не только в СССР, но и за рубежом (под названием Москва смеется), удостоилась искренних комплиментов Ч.Чаплина. Не менее шумным успехом и всеобщей популярностью в СССР пользовался и следующий фильм Александрова Цирк (Высшая премия на Международной выставке в Париже, 1937), где и в сюжете, и в рисунке исполнения главных ролей (Л.Орлова, С.Столяров), и в музыке Дунаевского на первый план вышли мотивы социально-патриотической мелодрамы, а комические гэги и репризы лишь интонировали все действие в веселом и оптимистичном ключе. Однако и здесь, и в своих последующих комедиях Волга-Волга, Весна (Международная премия МКФ в Венеции, 1947), режиссер умело и изобретательно сочетал элемент политической пропаганды с чистой развлекательностью, вводил в действие колоритных сатирических персонажей, благодаря чему у зрителя не возникало ощущения идеологического нажима. Позднее, работая в жанре политического памфлета (Встреча на Эльбе) и биографического фильма (Композитор Глинка), Александров пошел на уступки политической конъюнктуре. В конце 1950-х годов пытался вернуться к формальным экспериментам в жанре музыкального ревю (Человек человеку, Русский сувенир). В завершение своей творческой биографии поставил картину о советских разведчиках (Скворец и лира), которая, однако, единодушно была расценена как полная неудача и в прокат не вышла. В истории отечественного кино Александров остался непревзойденным мастером музыкальной комедии «большого» стиля, сумевшим свести в единое русло патетику и эксцентрику. Был женат на актрисе Л.Орловой, сыгравшей главные роли в большинстве его картин. Умер Александров в Москве 16 декабря 1983.
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]()
|