Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ЛИФАРЬ, СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (Lifar, Serge) (19051986), русский артист балета, балетмейстер, теоретик танца, работавший во Франции. Родился в Киеве 2 (15) апреля 1905. Первые навыки в искусстве танца получил в студии Б.Ф.Нижинской в 1921. С 1923 жил во Франции, где работал в 19231929 в труппе «Русский балет Сергея Дягилева» и обучался у Э.Чекетти и ряда русских педагогов. Быстро усовершенствовав технику, стал превосходным классическим танцовщиком лирико-романтического плана и занял ведущее положение в труппе Дягилева. Исполнял главные роли во многих балетах: Кошка (балетмейстер Дж.Баланчин, музыка Э.Соге, 1927), Ода (балетмейстер Л.Ф.Мясин, музыка Н.Д.Набокова, 1928), Аполлон Мусагет (балетмейстер Баланчин, музыка И.Ф.Стравинского, 1928), Блудный сын (балетмейстер Баланчин, музыка С.С.Прокофьева, 1929). К 1929 относится первый опыт постановки балета Байка про лису, кота, петуха да барана Стравинского. Однако в том же году антреприза Дягилева со смертью ее руководителя прекратила существование. Лифарь был приглашен в Парижскую оперу и поставил балет Бетховена Творения Прометея (1929), а с 1930 возглавил труппу и оставался ее балетмейстером до 1958, а танцовщиком до 1956 (с перерывом в 19441947, когда руководил труппой «Новый балет Монте-Карло»). Лифарь сыграл огромную роль в развитии балета во Франции, обогатил репертуар Парижской оперы, поставив более 70 оригинальных балетов и большое число возобновлений, в том числе таких знаменитых спектаклей классического наследия, как Жизель, в которой исполнял роль Альберта с 1931 и до конца своей карьеры. Одновременно провел реформу театра, где вплоть до 1930-х годов сохранялись порядки, заведенные в 19 в. Лифарь пригласил новых педагогов, и благодаря ему в труппе выросло несколько поколений выдающихся артистов.Стиль балетов Лифаря формировался постепенно, от постановки к постановке. Это были одноактные (как всюду на Западе) сюжетные балеты, преимущественно основанные на мифах и легендах библейских, античных или средневековых. В центре его ранних спектаклей активный герой, упорно идущий к своей цели: Прометей, Икар (на ритмы Лифаря и Ж.Сифера, 1935), торжествующий Давид (одноименный балет, музыка В.Риети, 1937), Александр Великий (одноименный балет, музыка Ф.Гобера, 1937), Рыцарь ( Рыцарь и девушка (музыка его же, 1941), Дон Жуан (Жоан из Цариссы, музыка В.Эгка, 1942) и др. В более поздних балетах, поставленных уже для балерин труппы, таких, как Наутеос (музыка Ж.Лелё, 1954), Фантастическая свадьба (музыка М.Деланнуа, 1956), возникла тема одиночества героя, невозможности противостоять судьбе.В решении идеи спектакля Лифарь склонялся к аллегоричности, мелодраматической патетике и стилизаторству. Пользовался средствами классического танца, но обновлял его лексику, вводя новые движения (сам он называл свой стиль «неоклассическим»). Танцевальным построениям в его балетах была свойственна некоторая статуарность, подчеркнутая живописность поз и групп. В послевоенные годы как тематика, так и стиль спектаклей Лифаря казались уже устаревшим. Помимо исполнительской и постановочной работы немалое значение имела деятельность Лифаря как теоретика танца и писателя. В 1935 Лифарь опубликовал Манифест хореографа, один из главных тезисов которого самостоятельность танца, независимость его от музыки: на практике он осуществил эту идею в балете Икар. Позднее Лифарь написал ряд книг как воспоминаний, так и исследований. Кроме балета особое внимание Лифаря привлекали произведения А.С.Пушкина. Умер Лифарь в Лозанне 15 декабря 1986.
|
|