АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО 
АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО в драме и кино, создание сценического образа, исполнительское творчество.

Актерское (сценическое) искусство стоит в ряду древнейших, одним из его источников явились религиозные обряды. Развитые формы сценического искусства, с диалогами и зачатками актерской техники, появились на древнем Востоке. На ранних этапах развития драмы в качестве актера обычно выступал сам автор. Из древних цивилизаций наиболее интересные и совершенные формы драматического искусства дала Греция, где из Дионисий в Афинах зародилась драма.

Ранняя древнегреческая драма была тесно связана с ритуальными танцами и религией. Актеру воздавались жреческие почести, он облачался в ритуальное одеяние, принятое на празднествах в честь бога Диониса, – длинный, с тяжелыми складками хитон, полностью скрывавший тело. Он также надевал маску и обувь на очень высокой подошве (котурны). При скудости признаков внешней индивидуальности огромное значение приобретало искусство декламации, актер получал возможность играть в одной пьесе несколько ролей, меняя маски. Иногда, изображая экстатическое состояние или умопомрачение, актеру приходилось исполнять неистовые пляски, но обычно телодвижения в трагедии сводились к минимуму. Знаменитыми драматическими актерами 5 в. до н.э. были Клеандр и Тлеполем, однако об их сценической технике не осталось никаких свидетельств.

Комические актеры того времени также надевали маски, но обувались в сандалии, носили короткую одежду, спереди прикреплялся огромный фаллос. Двигались они преувеличенно живо и размашисто. К 4 в. до н.э. уровень драматургии упал, что привело к повышению значимости актера; он индивидуализирует маску и даже приноравливает к себе текст пьесы. К 3 в. до н.э. манера исполнения как в комедии, так и в трагедии становится более жизненной, естественной и менее скованной, особенно в т.н. «новой комедии», отличавшейся необычайным разнообразием и жизнеподобием масок.

Древнеримская драма, в основном отталкиваясь в своем развитии от поздних греческих образцов, также зачастую утрачивала культовое значение и служила главным образом развлекательным зрелищем; актеры набирались, как правило, из рабов. До начала 1 в. до н.э. римляне не использовали масок и потому могли совершенствовать свою мимику. Наиболее известным актером-трагиком был Клодий Эзоп, а комиком – Росций. Затем в подражание греческому театральному стилю пришли длинные одежды и маски, но одежды более искусные и маски – более реалистичные. Присущий римлянам «культ личности» поощрял, выражаясь сегодняшним языком, «систему звезд». Актеры стали специализироваться в определенных амплуа – женщины, боги, юноши, параситы, – причем каждому полагалась своя выразительная маска, а типизация подкреплялась реалистичными речью и жестами. Мастера натуралистической комедии, римляне разработали соответствующие костюмы. Помимо масок они использовали мягкие сандалии, ставшие символом комедии.

В 1 в. н.э. завоевывает популярность мим. Реалистичная харктерная сценка бытового содержания исполнялась в повседневной одежде и обычно в гриме вместо масок, изобиловала непристойными шутками и телодвижениями. Впервые на сцену были допущены женщины. Величайший артист мима Норбан Сорекс имел собственную труппу, включавшую и женщин. Последним драматическим жанром, появившимся в древнем Риме, стал пантомим – представление с танцами и игрой без слов. Актер-декламатор распевал или читал сцены из знаменитых произведений, а пантомимист представлял их жестами и пластикой.

К 6 в. профессиональный театр в Риме полностью исчезает; драматические представления вырождаются в примитивное действо. Среди причин можно назвать тяжелые последствия варварских набегов, а также цензуру увеселительных зрелищ, введенную императором Юстинианом. В театральную культуру Средневековья и Возрождения сценическое искусство древнего Рима передалось через фольклорную традицию, народные гулянья и нерегулярное частное покровительство актерам, мимам и танцорам – любителям либо полупрофессионалам.

С падением Римской империи и упадком исполнительского профессионализма объявилось множество лицедеев-любителей – жонглеров, акробатов, менестрелей и мимов, – бродивших по европейским городам с сольными представлениями. Мистерии, новая форма драмы, распространившаяся по всей Западной Европе в Средние века, развились из католической литургии и пастырских наставлений. Поначалу исполнителями были духовные лица и певчие, а действо, иллюстрирующее эпизод из Библии или просто сопровождавшее мессу, совершалось у алтаря или в нефе церкви. По мере становления жанра мистерия восприняла мирские и фарсовые элементы. Со временем мистерии были выведены из церкви и перешли под опеку ремесленных цехов; их стали исполнять на специальных платформах, часто передвижных. Мистерии были главным событием праздника тела Христова в начале лета. Обмирщение драмы продолжалось, латынь уступила место живым языкам, ради увеселения толпы примешивался грубый юмор. Основным видом сцены стали передвижные платформы и «беседки» в различных вариациях.

Позже появились моралите, рационально выстроенные назидательные пьесы, в которых выступали персонифицированные Добро и Зло. По мере внедрения в моралите элементов грубой комики жанр деградировал и его комические черты и дидактику переняли дворцовые интерлюдии, представлявшие собой смесь светских и классических элементов и получившие распространение в начале правления Тюдоров. К этому времени в Англии и на материке уже существовали небольшие странствующие актерские группы, с которых берет начало елизаветинский театр и разряд актеров-профессионалов.

К 16 в. религиозная драма в Европе утратила свои позиции. Первые гуманисты способствовали чтению и постановкам латинских пьес в школах, светские пьесы писались на родном языке. В Англии, испытавшей сильнейшее влияние древнеримской драмы, в особенности комедий Плавта и Теренция и трагедий Сенеки, явилась плеяда поэтов-драматургов – К.Марло, У.Шекспир, Б.Джонсон. В детские годы Шекспира профессиональные группы актеров перестали быть редкостью в Англии. Защиту от законов против бродяжничества они обычно находили в покровительстве знатных вельмож. В 1576 в Лондоне возводятся первые публичные театры, но пока еще вне юрисдикции городских властей. До этого представления давались в постоялых дворах, банкетных залах, дворцах, школьных часовнях, ратушах и т.п., как в помещениях, так и под открытым небом. С появлением постоянных помещений актерская игра становится профессией, между труппами разворачивается конкурентная борьба, и театры обретают признание, широкую поддержку и финансовую самостоятельность. Искусство актеров-елизаветинцев вырастало на достижениях поэзии и драмы английского Возрождения. Отсюда чрезвычайно условная и риторическая манера исполнения. Требования к сценическому искусству той поры блестяще изложены в указаниях Гамлета (Гамлет, акт III, сц. 2), которые он дает актерам. Лучшими трагиками считались Э.Аллейн и Р.Бёрбедж, комиками – Р.Тарлтон и У.Кемп.

Для дворцовых маскарадов Якова I И.Джонс разработал искусные декорации и сценическое оборудование, а Джонсон писал для знатных дам и кавалеров любительские роли мифологических персонажей. Однако эти дворцовые забавы, т.н. «маски», не оказали серьезного влияния на народную английскую драму, которая процветала вплоть до закрытия пуританами публичных театров в 1642. Традиция актерского профессионализма возродилась лишь после Реставрации. Елизаветинскому театру была свойственна большая степень условности. Актеры всегда выходили в современных костюмах, к какой бы исторической эпохе ни относилось действие пьесы. Текст писался стихами и потому торжественно декламировался, что резко разводило сценический диалог и обыденную речь. Исполнение женских ролей мальчиками снижало правдоподобие любовных сцен, превращая их в возвышенные словопрения. Почти лишенная реквизита сцена вынуждала актеров все время быть на ногах и расхаживать по сцене. Наконец, тот факт, что спектакли давались днем под открытым небом, вменял поэтическому тексту делать указания на место действия, время суток, время года и год.

Актерам-елизаветинцам не было чуждо и искусство импровизации, в особенности комедиантам вроде Кемпа. В том же 16 в. в Италии появляется театр, который вовсе отказался от сценария и полагался исключительно на способность актеров к экспромту. Это представление, известное как «комедия дель'арте», во многом отталкивалось от традиций мимов и менестрелей, насчитывавших уже многие столетия. Это была вульгарная, «низкая» комедия, и для ее представления требовались только помост, актеры и зрители. Героями являлись хорошо известные типажи, зародившиеся еще в древнеримской комедии: любовный треугольник – Пьеро, Коломбина и Арлекин; врачеватель-шарлатан Доктор; скупой купец Панталоне; бахвал и трус Капитан. Актеры придерживались лишь общей линии сюжета и импровизировали по ходу действия. Объединяя в одном лице мима, акробата, танцора, музыканта и комедианта, они вносили в представления новизну и занимательность, заставляя работать воображение. Актеры выступали в масках и традиционных костюмах и разъезжали от города к городу организованными труппами. Один из таких коллективов, «Джелози», привлекал в конце 16 в. внимание многих путешественников. В конце концов комические положения и остроты приелись, но, прежде чем выродиться, комедия дель'арте успела оказать влияние на драму и балет Италии, Франции, Испании и Англии.

К концу 17 в. в английском театре имели место нововведения, отразившиеся и на исполнительском искусстве: возникли закрытые театры, появились декорации и искусственное освещение, на сцену были допущены женщины. Но театру Реставрации были еще свойственны множество условностей и стилизованная манера исполнения, будь то торжественный стих героической пьесы или бестолковая сценка из утонченной сатирической комедии. Выдающиеся актеры того периода – Т.Беттертон и Нелл Гвин.

Во Франции актерская игра в 17 в. также не отличалась особой реалистичностью, во многом благодаря господству поэтики классицизма, чьи жесткие правила равнялись на древнегреческую трагедию. Строки Корнеля, Мольера и Расина декламировались в манере, исполненной благородства и величия, движения и жесты были рассчитанно скупыми, актеры обращались не столько друг к другу, сколько к зрительному залу.

Осмысление актерской игры как искусства начинается лишь в 18 в. Д.Гаррик и Д.Дидро задались вопросом, должен ли актер сам испытывать душевные состояния, которые изображает, или же надо с помощью определенных приемов уметь пробудить в зрителях эти чувства. Впрочем, подобные теоретические споры мало влияли на саму игру, и в 19 в. преобладала «романтическая», т.е. аффектированная, выспренняя манера исполнения: ставились тогда по большей части мелодрамы, дававшие исполнителю возможность щегольнуть декламацией и пластикой. Этого соблазна не избежали даже великие – Рашель, Сара Сиддонс, У.Ч.Макриди, Кины и Кемблы, Г.Ирвинг и Б.Три.

Лишь к концу 19 в. появляются тенденции реалистической манеры актерской игры. Впервые они проявились в массовках спектаклей Мейнингенского театра, поставленных Георгом II, герцогом Саксен-Мейнингенским, одним из первых великих постановщиков современности. Однако «реализм» этого режиссера-диктатора сомнителен, поскольку он манипулировал актерами, словно марионетками. Под впечатлением от спектаклей Мейнингенского театра К.С.Станиславский начал разрабатывать собственные приемы ансамблевой игры, что привело его к созданию такой исполнительской системы, при которой актер, опираясь на собственный опыт, добивался перевоплощения в создаваемый образ. Система Станиславского повлияла на современное сценическое искусство во всем мире, а открытия в области психоанализа позволили актеру глубже проникать в душевный мир своего персонажа.

Научный подход коснулся и других аспектов сценического действия. Костюмы и декорации изготавливаются в соответствии с историческими данными, мебель нередко заимствуется из музеев. Современное осветительное оборудование свело на нет необходимость в избыточном гриме; голос и речь приблизились к разговорным

ДРАМАТИЧЕСКИЕ АКТЕРЫ

АДАМС, МОД

(Adams, Maude) (1872–1953) (наст. фам. Кискадден, Kiskadden), США; Питер в Питере Пэне (Peter Раn); главная партнерша актера Джона Дру.

АЛЕКСАНДЕР, ДЖЕЙН

(Alexander, Jane) (р. 1939) (наст. фам. Куигли, Quigley), США; драматическая актриса; на нью-йоркской сцене: Большая белая надежда (The Great White Hope, 1968, премия «Тони»; экранизация, 1970), Гамлет (1975), Первый понедельник октября (First Monday in 0ctober, 1978), Визит старой дамы (The Visit, 1992) Ф.Дюрренматта; фильмы: Вся президентская рать (All the President's Men, 1976), Крамер против Крамера (Kramer vs. Kramer, 1979), Завет (Testament, 1983), Слава (Glory, 1989); на телевидении: Элеонора и Франклин (Eleanor and Franklin, 1976), Вопрос любви (A Question of Love, 1978), Играя на время (Playing for Time, 1980, премия «Эмми»). В 1993 возглавила Национальный фонд искусств.

АЛЛЕЙН, ЭДВАРД

(Alleyn, Edward) (1566–1626), Англия; актер-трагик, играл в труппах лорда Вустера и «Слуг лорда адмирала», прославился исполнением первых ролей в Тамерлане Великом, Докторе Фаусте и Мальтийском еврее Кристофера Марло.

АНДЕРСОН, ДЖУДИТ

(Anderson, Judit) (1898–1992), Австралия, США; на нью-йоркской и лондонской сценах сыграла леди Макбет, королеву Гертруду (Гамлет), Ольгу (Три сестры); играла в пьесах Ю.О'Нила, Еврипида; снималась в кино; в 1960 награждена орденом Британской империи.

БАНКРОФТ, ЭНН

(Bancroft, Аnnе) (р. 1931) (наст. фам. Итальяно, Italiano), США; сыграла в спектакле и фильме Сотворившая чудо (The Miracle Worker, 1959, премия «Тони»; экранизация, 1962, премия «Оскар») У.Гибсона; пьесы: Двое на качелях (Two For The Seesaw, 1958, премия «Тони») У.Гибсона, Голда (Goldа, 1977); фильмы: Пожиратель тыкв (The Pumpkin Eater, 1964), Выпускник (The Graduate, 1967), Поворотный пункт (The Turning Point, 1977), Быть иль не быть (1983), Божественная Агнесс (Agnes of God, 1985), Чаринг-Кросс-Роуд, 84 (Сharing Cross Road, 1987), Стеганое одеяло по-американски (How to Make an American Quilt, 1995); телевидение: Старейшая из вдов конфедератов рассказывает все (The Oldest Living Confederate Widow Tells All, 1994).

БАНКХЕД, ТАЛЛУЛА

(Bankhead, Tallulah) (1903–1968), США, Англия; пьесы: Падшие ангелы (Fallen Angels, 1925) Н.Коуарда, Дождь (Rain, 1935, по одноименной новелле У.С.Моэма) Д.Колтона и К.Рэндолфа, Антоний и Клеопатра (1937) Шекспира, Лисички (The Little Foxes, 1939) Л.Хелман, Частные жизни (Private Lives, 1946) Н.Коуарда, Дорогой Чарлз (Dear Charles, 1955), Молочный состав здесь больше не останавливается (The Milk Train Doesn't Stop Here Anymore, 1964); снималась также в фильмах.

БАРРИМОР

(Barrymore), актерская семья, США. Морис Барримор (наст. имя и фамилия – Херберт Блайт, Blythe) (1847–1905) в 1872 дебютировал в Англии, с 1875 играл в США; особенно удачно выступал в комедийных ролях. Его дочь, Этел Барримор (1879–1959), в 1897–1898 играла в театре «Лицеум» (Англия) у Г.Ирвина, с 1901 в США; выступала в ролях шекспировского репертуара (Джульетта, Офелия), а также в пьесах Х.Ибсена, А.Дюма-сына (Дама с камелиями); в 1944 с огромным успехом сыграла в фильме Только одинокое сердце (премия «Оскар»). Его сын, Джон Барримор (1882–1842), запомнился ролях Гамлета, Ричарда III и Протасова (Живой труп Л.Н.Толстого); снимался в кино.

БАРРО, ЖАН-ЛУИ

(Barrault, Jean-Louis) (1910–1994), Франция; вместе с женой Мадлен Рено возглавлял театральную труппу; к высшим актерским удачам относятся Гамлет и роли в пьесах Мольера, П.Мариво и П.Клоделя; в основе актерской техники – пантомима (фильм Дети райкаLes Enfants du Paradis, 1945).

БЕРТОН, РИЧАРД

(Burton, Richard) (1925–1984) (наст. фам. Дженкинс, Jenkins), Уэльс, Англия, США; драматический актер, участвовал в спектаклях театра «Олд Вик»: Генрих V, Отелло, Троил и Крессида Шекспира; на нью-йоркской сцене: Камелот (Саmеlot, 1960, премия «Тони»; возобновлен, 1980; по роману Т.Х.Уайта Король раз и навсегда) А.Дж.Лернера, Гамлет (1964), Эквус (Equus, 1976; экранизация, 1977) П.Шаффера; фильмы: Беккет (Becket, 1964), Кто боится Вирджинии Вулф? (Who's Afraid of Virginia Woolf?, 1966), Убийство Троцкого (The Assassination of Trotsky, 1972).

БЕТТЕРТОН, ТОМАС

(Betterton, Thomas) (ок. 1635–1710), Англия; актер эпохи Реставрации, с женой Мэри Сондерсон стали первой из знаменитых актерских пар английского театра; самые известные роли – шекспировские Гамлет, Меркуцио и сэр Тоби Белч, а также Босола в Герцогине Мальфи (The Duchess of Malfi) Д.Уэбстера.

БРЕЙСГЕРДЛ, ЭНН

(Bracegidle, Аnnе) (ок. 1663–1748), Англия; актрскому мастерству обучалась у Т.Беттертона; лучшие роли сыграла в комедиях У.Конгрива.

БУТ

(Booth), актерская семья, США. Джуниус Брутус Бут (1796–1852) в 1815 дебютировал в Лондоне, играл в театрах «Ковент-Гарден» и «Друри-Лейн» (роль Яго с Э.Кином-Отелло); с 1821 в США. Его сын, Эдвин Томас Бут (1833–1893), также прославился исполнением шекспировских ролей, современники особо отмечали Гамлета, сыгранного им подряд 100 раз; руководимый им в 1869–1874 театр был своеобразной школой актерского мастерства; гастролировал в Европе. В 1913 на Бродвее был открыт «Театр Бута». Второй сын, Джон Уилкс Бут (1838–1865), по семейной традиции, был актером шекспировского репертуара; участвовал в антиправительственном заговоре, в 1865 смертельно ранил президента А.Линкольна.

БУТ, ШЕРЛИ

(Booth, Shirley) (1907–1992), США; актриса на ролях ««простушек»»: Моя сестра Эйлин (My Sister Eileen, 1940), Прощай, моя причуда (Goodbye, My Fancy, 1948, премия «Тони»), Вернись, малютка Шеба (Come Back, Little Sheba, 1950, премия «Тони»; экранизация, 1952, премия «Оскар») У.Инджа, Время кукушки (The Time of the Cuckoo, 1952, премия «Тони»), Настольный телефон (Desk Set, 1955), Юнона и Павлин (Juno, 1959) Ш.О'Кейси, Нина (Nina, 1960), Факельщики (The Torchbearers, 1970); играла также на радио и телевидении.

ВЕРНЕР, ОСКАР

(Werner, Oskar) (1922–1984), Австрия; в ролях классического репертуара на венской сцене: Гамлет Шекспира, Мизантроп (Misanthrope) Мольера, Эгмонт (Egmont) Гете, Беккет (Becket) Ж.Ануя, Кандида (Candida) Б.Шоу; в 1959 основал «Театральный ансамбль Оскара Вернера», гастролировал с ним в Европе; снялся в фильмах: Решение перед рассветом (Decision Before Dawn, 1951), Лола Монтес (Lola Montes, 1955), Жюлъ и Джим (Jules and Jim, 1961), Корабль дураков (Ship of Fools, 1965), Шпион, пришедший с холода (The Spy Who Саmе in from the Cold, 1966), 451° по Фаренгейту (Fahrenheit 451°, 1966).

ГАCMAH, ВИТТОРИО

(Gassman,Vittorio) (р. 1922), Италия; актер и режиссер театра и кино; основал в 1960 «Итальянский национальный театр», был его руководителем и актером: Царь Эдип Софокла, Орест Еврипида, Гамлет Шекспира; среди фильмов с его участием: Война и мир (War and Peace, 1956), Большая сделка на улице Мадонны (The Big Deal on Madonna Street, 1960), Легкая жизнь (The Easy Life, 1966), Мы так любили друг друга (We Аll Loved Each Other So Much, 1975), Да здравствует Италия! (Viva Italia, 1978).

ГВИН, НЕЛЛ

(Gwyn, Nell) (1650–1687), Англия; свои лучшие роли сыграла в пьесах Д.Драйдена; в 1669 оставила сцену; была любовницей Карла II; образ Гвин впоследствии вдохновил многих драматургов, написавших о ней пьесы.

ДЕЙВИС, ОССИ

(Davis, Ossi) (р. 1917), США; актер, драматург, продюсер; на Бродвее: Джеб (Jeb, 1946), Не время для старшин (No Time For Sergeants, 1955), Пятно на солнце (Raisin in the Sun, 1959) Л.Хансберри, Перли победоносный (Purlie Viсtorious, 1961, является также автором пьесы), Лучшее, что написано о неграх (A Treasury of Negro World Writing, 1964), Зулус и Зейда (The Zulu and the Zaуda, 1965), мюзикл Перли (Purlie, 1970), Я не Раппопорт (I'm Not Rappoport, 1987); фильмы: Выхода нет (Nо Wау Out, 1950), Кардинал (The Cardinal, 1963), Делай как надо (Do the Right Thing, 1988), Клиент (The Client, 1994); телевидение: Учитель, учитель (Teacher, Teacher, 1969, премия «Эмми»), Вечерняя тень (Evening Shade, 1990–1994), Клиент (The Client, 1995–1996).

ДЖЕФФЕРСОН, ДЖОЗЕФ

(Jefferson, Joseph) ((1829–1905), США; актер-комик; впервые вышел на сцену в трехлетнем возрасте, играл в разъездной труппе отца; сорок лет продержалась в его репертуаре написанная им в соавторстве с Д.Бусико пьеса Рип Ван Винкль (по одноименной новелле В.Ирвинга).

ДЖОНС, ДЖЕЙМС ЭРЛ

(Jones, James Earl) (р. 1931), США; характерный актер в «эпических» шекспировских ролях и во внебродвейских авангардистских постановках; пьесы: Восход солнца в Кампо-Белло (Sunrise at Саmроbеllо, 1958), Черные (The Blacks, 1961) Ж.Жене, Смертельный узел (Bloodknot, 1964), Большая белая надежда (The Great White Hope, 1968, премия «Тони»), Продавец льда грядет (The Iceman Cometh, 1973) Ю.О'Нила, Поль Робсон (Paul Robeson, 1978), Отелло (Othello, 1982), Ограждения (Fences, 1987, премия «Тони»); снимался в кино и на телевидении.

ДРЕЙПЕР, РУТ

(Draper, Ruth) (1889–1956), США; исполнительница юморесок; имела успех в чтении авторских сатирических скетчей.

ДЬЮХЕРСТ, КОЛИН

(Dewhurst, Colleen) (ок. 1926–1991), Канада, США; драматическая актриса, запомнившаяся в пьесах Ю.О'Нила; на нью-йоркской сцене: Любовь под вязами (1952), Дворцы побогаче (More Stately Mansions, 1967), Траур – участь Электры (Mourning Becomes Electra, 1972), Луна для пасынков судьбы (А Moon for the Misbegotten, 1973, премия ««Тони»»), Долгое путешествие в ночь (Long Day's Journey Into Night, 1988) О'Нила, Кто боится Вирджинии Вулф? (Who's Afraid of Virginia Woolf?, 1976) Э.Олби; в Нью-йоркском шекспировском театре сыграла в Антонии и Клеопатре (1959, 1963); снималась в кино и на телевидении.

ЖУВЕ, ЛУИ

(Jouvet, Louis) (1887–1951), Франция; режиссер, актер, театральный педагог; играл в пьесах классического и современного репертуара – Танцевальная программа (Dance Program), Вольпоне (Volpone) Б.Джонсона, Адская машина (The Infernal Machine), Школа жен (School of Women) Мольера; поставил все пьесы Ж.Жироду и почти во всех исполнил центральные роли; снялся в фильмах Топаз (Topaze), Кнок (Dr.Knock), Карнавал во Фландрии (Carnival in Flanders).

КАРНОВСКИ, МОРИС

(Carnovsky, Morris) (1898–1992), США; актер и педагог американского Шекспировского театра (Стратфорд, шт.Коннектикут, 1958–1963); с большим успехом играл в Золотом мальчике (Golden Boy, 1939) К.Одетса, Венецианском купце (Шейлок, 1957, 1961, 1963) Шекспира, Антигоне (Креон, 1967) Ж.Ануя, Гамлете (Полоний, 1969) и Короле Лире (Лир, 1975) Шнеспира; снялся в фильмах: Жизнь Эмиля Золя (The Life of Emile Zola, 1937), Сирано де Бержерак (Cyrano de Bergerac, 1951), Вид с моста (A View From the Bridge, 1962).

КЕМБЛ

(Kemble), Англия; актерская династия 18–19 вв.; ее наиболее яркие представители – Сара Сиддонс (см. отдельную статью) и Чарлз Кембл (1775–1854); играл в театрах «Друри Лейн» и «Ковент Гарден» в пьесах Шекспира и Р.Б.Шеридана, прославился в роли Ромео; оставив сцену, читал лекции о Шекспире.

КЕМП, УИЛЛ

(Kemp, Will) (ум. 1608), Англия; шут при дворе Елизаветы I, вступил в шекспировскую труппу «Слуги лорда-камергера»; первым сыграл многие комические роли слуг в шекспировских пьесах; прославился исполнением джиги – комического танца с пением, которым обычно завершались спектакли.

КОББ, ЛИ ДЖ.

(Cobb, Lee J.) (1911–1976) (наст. имя Ли Джейкоби, Lee Jacoby), США; актер на драматических, характерных ролях; спектакль и фильм Золотой мальчик (Golden Boy, 1939) К.Одетса; на нью-йоркской сцене: Смерть коммивояжера (1949) А.Миллера, Король Лир (1968) Шекспира; фильмы: Анна и король Сиама (Anna and the Кing of Siam, 1946), На берегу (On the Waterfront, 1954), Двенадцать разгневанных мужчин (Twelve Angry Men, 1957), Исход (Exodus, 1961), Они пришли грабить Лас-Вегас (They Came to Rob Las Vegas, 1968), Изгоняющий дьявола (The Exorcist, 1973).

КОКЛЕН, БЕНУА КОНСТАН

(Coquelin, Benoit Constant) (1841–1909), Франция; актер, теоретик театра; с 1860 в «Комеди Франсез», прославился исполнением роли Сирано в драме Э.Ростана «Сирано де Бержерак».

КОЛДУЭЛЛ, ЗОЕ

(Caldwell, Zoe) (р. 1933), Австралия, США; в спектаклях на Шекспировском фестивале в Стратфорде (пров. Онтарио, Канада, 1967): Антоний и Клеопатра, Ричард III, Виндзорские насмешницы; на нью-йоркской сцене: Мисс Джин Броуди в расцвете лет (The Prime of Miss Jean Вrodie, 1967, премия «Тони»; по одноименному роману М.Спарк), Пляска смерти (The Dance of Death, 1974) А.Сриндберга, Медея (1982, премия «Тони») Еврипида, Мастер-класс (Master Class, 1995).

КОРНЕЛЛ, КЭТРИН

(Cornell, Katherine) (1898–1974), США; актриса, режиссер; в 1916 играла в труппе одного из первых нью-йоркских «малых театров»; выступала в пьесах современных драматургов – Б.Шоу (Кандида и Святая Иоанна), Ж.Ануя, У.С.Моэма, в 1931 с большим успехом сыграла в Зеленой шляпке (инсценировка одноименного романа М.Арлена); в 1942 исполнила роль Маши в Трех сестрах А.П.Чехова; шекспировские роли: Джульетта, Клеопатра.

КРОНИН, ХЬЮМ

(Cronyn, Hume) (р. 1911), Канада, США: актер, писатель, режиссер; с женой и партнершей Джессикой Танди имел успех в спектаклях Кровать с балдахином (The Fourposter, 1951), Шаткое равновесие (A Delicate Balance, 1966) Э.Олби, Игра в джин (The Gin Gаmе, 1977), Фосфоресцирующий свет (Foxfire, 1982), Петиция (The Petition, 1986); играл также в пьесах Трое на лошади (Three Men on a Horse, 1935), Беги этой ночью (Escape This Night, 1938); за роль Полония в Гамлете (1964) получил премию «Тони»; снялся в фильмах: Грубая сила (Brute Force, 1947), Кокон (Cocoon, 1985); на телевидении: Танцевать с белой собакой (То Dance with the White Dog, 1993, премия «Эмми»).

КУИН, ЭНТОНИ

(Quinn, Anthony) (р. 1915), США; по происхождению мексиканец, в молодости играл в мексиканских театрах; на нью-йоркской сцене: Джентльмен из Афин (The Gentleman From Athens, 1947), Беккет (Becket, 1960) Ж.Ануя, Чин-чин (Tchin-Tchin, 1962), Зорба (Zorba, 1983); фильмы: Инцидент в Окс-Боу (The Ox-Bow Incident, 1943), Да здравствует Сапата! (Viva Zapata!, 1952, премия «Оскар»), Дорога (La Strada, 1954, в рус. прокате – Они бродили по дорогам), Жажда жизни (Lust For Life, 1956, премия «Оскар»), Пушки Навароне (The Guns of Navarone, 1961), Грек Зорба (Zorba the Greek, 1965), Башмаки рыбака (The Shoes of the Fisherman, 1968), Греческий магнат (The Greek Tycoon, 1978), Тропичекская малярия (Jungle Fever, 1991), Только одинокие (Only the Lonely, 1991).

ЛАЙЛЛИ, БЕАТРИС

(Lillie, Beatrice) (1898–1989), Канада, США, Англия; выступала в кабаре, мюзик-холлах, участвовала в ревю; Ревю в 9 часов (Nine O'clock Revue, 1922), Слова и музыка (Words and Music, 1939), Семь веселых искусств (Seven Lively Arts, 1944), Вечер с Беатрис Лайлли (An Evening with Beatrice Lillie, 1952), Хорошее настроение (High Spirits, 1964).

ЛАНТ, АЛФРЕД

(Lunt, Alfred) (1893–1977), США; актер в основном комедийного плана; Кларенс (Clarence, 1919) Б.Таркингтона, Банко (Banco, 1922); с женой Линн Фонтанн играл в пьесах Телохранитель (The Guardsman, 1924) Ф.Мольнара, Свидание в Вене (Reunion in Vienna, 1931) Р.Шервуда, Амфитрион 38 (Amphitryon 38, 1938) Ж.Жироду, Кадриль (Quadrille, 1954, премия «Тони»), Визит старой дамы (1958) Ф.Дюрренматта.

ЛЕЙТОН, МАРГАРЕТ

(Leighton, Margaret) (1922–1976), Англия, США; пьесы классического репертуара, включая шекспировские (театр «Олд Вик»), Вечеринка с коктейлями (The Cocktail Party, 1950) и Личный секретарь (The Confidential Cleerk, 1951) Т.С.Элиота, Отдельные столики (Separate Tables, 1956, премия «Тони») Т.Раттигана, Ночь игуаны (The Night of Iguana, 1961, премия «Тони») Т.Уильямса, Лисички (The Little Foxes, 1967) Л.Хелман; фильмы: Мальчик Уинслоу (The Winslow Воу, 1948), Падуб и плющ (The Holly and the Ivy, 1953), Посредник (The Go-Between, 1971).

ЛИ, ВИВЬЕН

(Leigh, Vivien) (1913–1967) (наст. имя Вивиан Мэри Хартли, Hartley), Англия, США; Ли и ее муж Лоренс Оливье были самой яркой актерской парой 20 в.; пьесы: На волосок от гибели (Skin of Our Teeth, 1945) Т.Уайлдера, с Оливье в Гамлете (1937), Ромео и Джульетте (1946) Шекспира; фильмы: Унесенные ветром (Gone With the Wind, 1939, премия «Оскар») с К.Гейблом, Мост Ватерлоо (1940), Анна Каренина (1948), Трамвай «Желание» (А Streetcar Named Desire, 1951, премия «Оскар») с М.Брандо; с Оливье снялась в фильме Эта женщина Гамильтон (1941; в русском прокате – Леди Гамильтон). Последняя работа в кино – Корабль дураков (1965).

ЛИНДФОРС, ВИВЕКА

(Lindfors, Viveca) (1920–1995), Швеция, США, Англия; в 1940–1946 играла в Королевском драматическом театре (Стокгольм); на нью-йоркской сцене: Анастасия (1954, премия «Тони»; по роману М.Морет) Г.Болтона, Король Лир (1956) Шекспира, Брехт о Брехте (Brecht on Brecht, 1962; Стокгольм, 1963), Я – женщина (I'm a Woman, 1974); снималась в кино и на телевидении.

ЛОРЕНС, ГЕРТРУДА

(Lawrence, Gertrude) (1898–1952), Англия, США; актриса яркого комедийного дарования; пьесы: Частные жизни (Private Lives, 1930), В 8.30 вечера (Tonight at 8:30, 1935) и Веселый дух (Blithe Spirit, 1945) Н.Коуарда, мюзикл Король и я (The King and I, 1952, премия «Тони»; по пьесе М.Лэндон Анна и король Сиама) Р.Роджерса и О.Хаммерстайна.

МАКЛИН, ЧАРЛЗ

(Maclin, Charles) (1699–1797), Англия; яркий характерный актер, боролся с господствовавшей напыщенной манерой игры; первым создал драматический образ Шейлока (Венецианский купец Шекспира, 1741), которого прежде представляли комическим злодеем; выступал за историческую достоверность костюмов и декораций. Автор нескольких комедий.

МАКРЕДИ, УИЛЬЯМ ЧАРЛЗ

(Macready, William Charles) (1793–1873), Англия; актер романтического плана, мастер яркой зрелищной игры в ролях шекспировского (Гамлет, Король Лир, Макбет) и современного (Двое Фоскари Дж.Г.Байрона, Леди из Лиона, Ришелье Э.Дж.Булвер-Литтона) репертуара; гастролировал в Нью-Йорке и Париже, руководил театрами «Друри-Лейн» и «Ковент-Гарден». Осуждая «переделки», ратовал за возвращение к оригинальным шекспировским текстам.

МАРЛО, ДЖУЛИЯ

(Marlowe, Julia) (1866–1950), США; драматическая актриса, в основном в ролях шекспировского репертуара: Джульетта (1904, с Э.Х.Содерном, впоследствии ее мужем), Офелия, леди Макбет и др.

МАРЧ, ФРЕДЕРИК

(March, Fredric) (1897–1975), США; разноплановый драматический актер; Королевская семья (The Royal Family, 1927) Дж.Кауфмана и Э.Фербер, Колокольный звон по Адано (А Веll for Adano, 1944); с женой Ф.Элдридж играл в пьесах Осенний сад (The Autumn Garden), Оружие и человек (Arms and the Man) Б.Шоу, Много лет назад (Years Ago), Долгое путешествие в ночь (Long Day's Journey into Night, 1956, премия «Тони») Ю.О'Нила; фильмы: Доктор Джекил и мистер Хайд (Dr.Jekyll and Mr.Hyde, 1932, премия «Оскар»), Смерть берет выходной (Death Takes a Holiday, 1934), Анна Каренина (Anna Karenina, 1935), Звезда родилась (А Star is Born, 1937), Лучшие годы нашей жизни (The Best Years of Our Lives, 1947, премия «Оскар»), Другая часть леса (Another Part of the Forest, 1948), Смерть коммивояжера (Death of a Salesman, 1951), Семь дней в мае (Seven Days in May, 1964), Пожнешь бурю (Inherit the Wind, 1960), Продавец льда грядет (The Iceman Cometh, 1973).

МЕРЕДИТ, БЕРДЖЕС

(Meredith, Burgess) (р. 1909), США; характерный актер широкого диапазона; Зима на пороге (Winterset, 1935; экранизация, 1936) и Высокий Top (High Tor, 1937) М.Андерсона, Замечательный мистер Пеннипэкер (The Remarkable Mr.Pennypacker, 1953), Блюз для мистера Чарли (Blues for Mr.Charlie, 1964); фильмы: О мышах и людях (Of Mice and Men, 1939), История рядового Джо (The Story of the G.I. Joe, 1945), Совет и согласие (Advise and Consent, 1962), Такие хорошие друзья (Such Good Friends, 1971), Рокки (Rocky, 1976), Полнолуние в открытом море (Full Moon in Blue Water, 1988), Еще более ворчливые старики (Grumpier Old Men, 1996); телевидение: Воздушный стрелок Джо (Tail Gunner Joe, 1977, премия «Эмми»).

МОДЖЕЕВСКАЯ, ХЕЛЕНА

(Modrzejeweska, Helena) (1840–1909), Польша, с 1876 в США; драматическая актриса широкого диапазона, играла в комедиях и трагедиях Шекспира (на английском языке) и в пьесах современного репертуара (Э.Ожье, А.Фредро, Ю.Выспяньский, С.Словацкий); гастролировала в Англии (в 1880 ее партнером в Ромео и Джульетте был Д.Форбс-Робертсон), Польше. Современники ставили ее в один ряд с С.Бернар и Э.Дузе. В 1905 оставила сцену.

МУНИ, ПОЛ

(Muni, Раul; наст. имя Муни Вайзенфройнд, Weisenfreund) (1895–1967), США; характерный актер, играл в нью-йоркском еврейском театре (1918–1926); затем на Бродвее (на английском языке); Защитник в суде (Counsellor-at-Law, 1931), В самом медленном темпе (Key Largo, 1942), Смерть коммивояжера (Death of a Salesman, 1949) А.Миллера, Пожнешь бурю (Inherit the Wind, 1955, премия «Тони»); фильмы: Я – беглый каторжник (I am a Fugitive From a Chain Gang, 1932), Повесть о Луи Пастере (The Story of Louis Pasteur, 1936, премия «Оскар»), Жизнь Эмиля Золя (The Life of Emile Zola, 1937), Хуарес (Juarez, 1939), Последний разгневанный человек (The Last Angry Man, 1958).

МЭЙ ЛАНЬФАН

(Mei Lan-fang) (1894–1961), Китай; дебютировал в возрасте 11 лет; прославился исполнением женский ролей, классического для китайского театра амплуа; гастролировал в Европе, Америке, Азии, в т.ч. неоднократно в СССР.

НАЗИМОВА, АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА

(1879–1945), Россия, с 1906 в США; актерской профессии обучалась в России, в 1910 открыла в Нью-Йорке свой театр, лучшие роли – в пьесах Х.Ибсена, А.П.Чехова и Ю.О'Нила; фильмы: Саломея (1922), Заза (1938), Побег (1940) В наше время (1944) и др.

ОЛДРИДЖ, АЙРА

(Aldridge, Ira) (ок. 1805–1867), США, Англия; актер-трагик шекспировского репертуара (Макбет, Лир); блистательно играл Отелло в Лондоне в 1833 (с Э.Кином – Яго); впоследствии с большим успехом гастролировал в европейских странах, в т.ч. в России.

ПАПАС, ИРЕНА

(Papas, Irene) (р. 1926), Греция; актриса театра и кино, прославилась в ролях героинь древнегреческих трагедий; фильмы: Пушки Навароне (The Guns of Navarone, 1961), Электра (Electra, 1962), Грек Зорба (Zorba the Greek, 1964), Братство (The Brotherhood, 1968), Троянки (The Trojan Women, 1971), Эрендира (Erendira, 1983); телевидение: Иаков (Jacob, 1994).

ПАУЭР, ТИРОУН

(Power, Tyrone) (1795–1841), родоначальник актерской династии, играл комические роли ирландцев в Лондоне и США, сочинял фарсы на ирландские темы. Его племянник, Морис Пауэр (ум. 1849), запомнился в шекспировском репертуаре; внук, Фредерик Тироун Пауэр (1869–1931), работал по преимуществу в США, на Бродвее и в Голливуде; правнук, Тироун Пауэр (1914–1958), сделал блестящую карьеру театрального и киноактера.

ПЕЙДЖ, ДЖЕРАЛДИНА

(Page, Geraldine) (1924–1987), США; Лето и дым (Summer and Smoke, 1952; экранизация, 1961) и Сладкоголосая птица юности (Sweet Bird of Youth, 1969; экранизация 1962) Т.Уильямса, Продавец дождя (The Rainmaker, 1954) Н.Р.Нэша, Куклы на чердаке (Toys in the Attic, 1960; экранизация 1963) Л.Хелман, Черная комедия (Black Comedy, 1967), Абсурдная личность в единственном числе (Absurd Person Singular, 1974), Божественная Агнес (Agnes of God, 1982); фильмы: Дорогое сердце (Dear Heart, 1964), Интерьеры (Interiors, 1978), Поездка в Баунтифул (The Trip To Bountiful, 1985, премия «Оскар»).

ПЛАММЕР, КРИСТОФЕР

(Plummer, Christopher) (р. 1929), Канада; актер шекспировского репертуара; нью-йоркская сцена: Верная жена (The Constant Wife, 1954) У.С.Моэма, Жаворонок (The Lark, 1955) Ж.Ануя, Королевская охота за солнцем (The Royal Hunt of the Sun, 1965) П.Шаффера, Сирано де Бержерак (Cyrano, 1973, премия «Тони») Э.Ростана, Отелло (Othello, 1982) и Макбет (Macbeth, 1988) Шекспира; фильмы: Сцена сотрясается (Stage Struck, 1958), Звуки музыки (The Sound of Music, 1965), Ночь генералов (The Night of the Generals, 1966), Ватерлоо (Waterloo, 1970), Возвращение розовой пантеры (The Return of the Pink Panther, 1975), Убийство по приказу (Murder by Decree, 1979), Звездный поход VI: Ненайденная страна (Star Trek VI: The Undiscovered Country, 1991), Долорес Клеборн (Dolores Claiborne, 1995).

ПЛАУРАЙТ, ДЖОАН

(Plowright, Joan) (р. 1929), Англия, США; актриса Национального театра (1963–1974), получила признание в ролях современных женщин в пьесах авторов английской «новой волны»; лондонская сцена: Оглянись во гневе (Look Back in Anger, 1956) и Комедиант (The Entertainer, 1957) Д.Осборна (играла также в Нью-Йорке, снялась в фильме по пьесе), Деревенская жена (The Country Wife, 1956) У.Уичерли, Дядя Ваня (1962) А.П.Чехова, Святая Иоанна (Saint Joan, 1963) Б.Шоу, Венецианский купец (The Merchant of Venice, 1973) Шекспира, Филумена (Filumena, 1977); нью-йоркская сцена: Вкус меда (A Taste of Honey, 1960, премия «Тони») Ш.Дилэни; фильмы: Авалон (Avalon, 1990), Зачарованный апрель (Enchanted April, 1992), Вдовий пик (Widow's Peak, 1994), Джейн Эйр (Jane Eyre, 1996); телевидение: Возвращение к истокам (The Return of the Native, 1994).

ПЛЕЗАНС, ДОНАЛД

(Pleasance, Donald) (1919–1995), Англия, США; характерный актер, продюсер, режиссер и драматург; лондонская сцена: Порочный круг (Vicious Circle, 1946; оригинальное название – За закрытой дверью) Ж.-П.Сартра, Выбор Xoбсона (Hobson's Choice, 1952) Х.Бригхауса, Отлив (Ebb Tide, 1952; также автор пьесы); Жаворонок (Thе Lark, 1955) Ж.Ануя, Сторож (The Caretaker, 1960; фильм, 1962) Х.Пинтера, Отражения (Reflections, 1989); с большим успехом играл в Лондоне и Нью-Йорке в пьесе Человек в стеклянной кабине (The Man in the Glass Booth, 1968) Р.Шоу; фильмы: Великий побег (The Great Escape, 1962), Тупик (Cul-de Sac, 1966), Уилл Пенни (Will Penny, 1968), Австралийская пустыня (Outback, 1972), Орел приземлился (The Eagle Has Landed, 1977); телевидение: Барчестерские хроники (The Barchester Chronicles, 1984).

РЕДГРЕЙВ, ВАНЕССА

(Redgrave, Vanessa) (р. 1937), Англия; дочь М.Редгрейва, активная участница левого политического движения; лондонская сцена: Как вам это понравится? (As You Like It, 1961) Шекспира, Чайка (1964; экранизация 1969) А.П.Чехова, Мисс Джин Броуди в расцвете лет (The Prime of Miss Jean Brodie, 1966; по одноименному роману М.Спарк), Орфей спускается в ад (Orpheus Descending, 1988) Т.Уильямса; нью-йоркская сцена: Женщина с моря (The Lady From the Sea, 1976) Ибсена; фильмы: Морган: подходящий случай для лечения (Morgan, 1966), Фотоувеличение (Blow Up, 1967), Айседора (Isadora, 1968), Джулия (Julia, 1977, премия «Оскар»), Бостонцы (The Bostonians, 1984), Хауардз-Энд (Howard's End, 1992), В поисках Ричарда (1996).

РЕЗЕРФОРД, МАРГАРЕТ

(Rutherford, Margaret) (1892–1972), Англия; характерная актриса в комедийных ролях; на лондонской сцене: Весенняя встреча (Spring Meeting, 1938), Как важно быть серьезным (The Importance of Being Earnest, 1939; также на нью-йоркской сцене и в киноверсии) О.Уайльда, Ребекка (Rebecca, 1940) Д.Дюморье, Веселый дух (Blithe Spirit, 1941; экранизация, 1945) Н.Коуарда, Счастливейшие дни жизни (The Happiest Days of Your Life, 1948; экранизация, 1950) Д.Дайтона; фильмы: Высокопоставленные персоны (The V.I.P., 1963, премия «Оскар»), а также в роли проницательного детектива-любителя мисс Марпл в сериале по произведениям Агаты Кристи.

РЕНО, МАДЛЕН

(Renaud, Madeleine) (1900–1994), Франция; совершенная актерская техника, особенно в пьесах Мольера и А.Мюссе; в 1921–1946 в «Комеди Франсез»; в 1946 вместе с мужем Ж.-Л.Барро организовала театральную труппу Рено – Барро (с 1985 – Театр Рено – Барро); лучшие роли в спектаклях Мадам Сан-Жен (Мadame Sans-Gene, 1957) В.Сарду, Парижская жизнь (La vie Parisienne, 1958) Ж.Оффенбаха, Маленький Мольер (La petite Moliere, 1959), Вишневый сад (Раневская) А.П.Чехова, Пройти сквозь облака (Il faut passer par les nuages, 1964); много гастролировала, в т.ч в СССР.

РОБАРДЗ, ДЖЕЙСОН

(Robards, Jason) (р. 1922), США; актер из театральной семьи, на ролях потрепанных, уставших от жизни героев; пьесы Сталаг 17 (Stalag 17, 1951), Продавец льда грядет (The Iceman Cometh, 1956) и Луна для пасынков судьбы (A Moon for the Misbegotten, 1973) Ю.О'Нила, Разочарованный (The Disenchanted, 1958, премия «Тони»), Тысяча клоунов (A Thousand Clowns, 1962; экранизация, 1966), С собой не унесешь (You Can't Take It With You, 1983) Дж.Кауфмана и М.Харта, Лунный свет (Moonlight, 1995), Молли Суини (Molly Sweeney, 1996); фильмы: Ночь нежна (Tender is the Night, 1962), Долгое путешествие в ночь (Long Day's Journey into Night, 1962), Айседора (Isadora, 1968), Баллада Кейбл Хога (The Ballad of Cable Hogue, 1970), Вся президентская рать (All the President's Men, 1976, премия «Оскар»), Джулия (Julia, 1977, премия «Оскар»), Ураган (Hurricane, 1979), Мелвин и Говард (Melvin and Howard, 1980), Филадельфия (Philadelphia, 1993).

РОБСОН, ПОЛ (ПОЛЬ)

(Robeson, Paul) 1898–1976), США; драматический актер, певец; в 1925 сыграл в пьесе Ю.О'Нила Император Джонс (экранизация, 1933); выступив впервые в 1943 в роли Отелло (США), повторил успех в 1959 в Шекспировском театре в Стратфорде-он-Эйвон; фильмы: Песнь свободы (1936), Копи царя Соломона (1938), Гордая долина (1939) и др.; как певец выступал с 1925, гастролировал, в т.ч. в СССР. Борец за права негритянского народа; лауреат Международной премии мира.

РОБСОН, ФЛОРА

(Robson, Flora) (1902–1984), Англия; на лондонской и нью-йоркской сценах: Любовь под вязами (Desire Under the Elms, 1931) Ю.О'Нила, Послание для Маргарет (Message for Margaret, 1946), Привидения (Ghosts, 1958) Ибсена, Письма Асперна (The Aspern Papers, 1959), Зерно не созрело (The Corn is Green, 1961) Э.Уильямса, Троянки (The Trojan Women, 1966) Еврипида, Елизавета Тюдор, королева Англии (Elizabeth Tudor, Queen of England, 1970); снялась в фильмах Морской волк (The Sea Wolf, 1941), Ромео и Джульетта (Romeo and Juliet, 1954); в 1960 награждена орденом Британской империи.

САЛЬВИНИ, ТОММАЗО

(Salvini, Tommaso) (1829–1916), Италия, Европа, США; участник итальянского национально-освободительного движения (рисорджименто); актер-трагик; мальчиком выступал в комедиях К.Гольдони; лучшие роли – Отелло (1856), Гамлет, Яго, король Лир, Макбет, а также Коррадо в Гражданской смерти (La Morte Civile) П.Джакометти. С 1869 много гастролировал, несколько раз приезжал в Россию.

СИМ, АЛИСТЕР

(Sim, Alistair) (1900–1977), Шотландия; актер-комик; лондонская сцена: Мистер Болфрай (Mr. Bolfry); фильмы: Рождественская песнь (A Christmas Carol, 1951), Смех в раю (Laughter in Paradise, 1950), Bизит инспектора (An Inspector Calls, 1954), Колокола Сен-Тринианз (The Belles of St. Trinians, 1954), Незрелый человек (The Green Man, 1957), Скучное убийство в Сен-Тринианз (Blue Murder at St. Trinians, 1957), Школа подлецов (School for Scoundrels, 1960), Правящий класс (The Ruling Class, 1972).

СКОТТ, ДЖОРДЖ

(Scott, George С.) (р. 1927), США; актер театра и кино, режиссер; один из учредителей «Тиэтр Мичиган кампани» (1961, совместно с продюссером и режиссером Т.Манном); нью-йоркская сцена: Венецианский купец (The Merchant of Venice, 1962) Шекспира, Любовь под вязами (Desire Under the Elms, 1963) Ю.О'Нила, Дядя Ваня (1973) А.П.Чехова, Смерть коммивояжера (Death of a Salesman, 1975, также постановщик спектакля) А.Миллера, Хитрая лисица (The Sly Fox, 1977), Сейчас смеемся (Present Laughter, 1982) Н.Коуарда, Осенняя пора мальчишек (The Boys in Autumn, 1986) Б.Сабата, Пожнешь бурю (Inherit the Wind, 1996); фильмы: Анатомия убийства (Anatomy of a Murder, 1959), Шулер (1961), Доктор Стрейнджлав (Dr. Strangelove, 1964), Паттон (Patton, 1970, премия «Оскар»), Больница (The Hospital, 1971), Новые центурионы (1972), Острова в океане (Islands in the Stream, 1977), Злые намерения (Malice, 1993), Энгус (1995); телевидение: Рождественская песнь (A Christmas Carol, 1984).

СКОФИЛД, ПОЛ

(Scofield, Paul) (р. 1922), Англия, США; актер классического репертуара, с1942 в театрах Бирмингема, Стратфорда-он-Эйвон, Лондона; работал с режиссером П.Бруком; Сила и слава (The Power and the Glory, 1955) Г.Грина, Семейный праздник (The Family Reunion, 1955) Т.С.Элиота, Человек на все времена (A Man for All Seasons, Лондон, 1960; Нью-Йорк, 1961, премия «Тони»»; экранизация, 1966, премия «Оскар») Р.Болта, Амадей (Amadeus, 1979) П.Шаффера; фильмы: Поезд (The Train, 1965), Бартлби (Bartleby, 1970), Король Лир (King Lear, 1971), Шаткое равновесие (A Delicate Balance, 1973), Гамлет (Hamlet, 1990), Шоу насмешника (Quiz Show, 1994); телевидение: Мартин Чезлвит (Martin Chuzzlewit, 1995); гастролировал в СССР.

СОДЕРН, ЭДВАРД ХЬЮ

(Sothern, Edward Hugh) (1859–1933), США; актер романтического плана, запомнился в ролях Ромео (1904, с Джулией Марло, впоследствии его женой) и Гамлета.

СТЕЙПЛТОН, МОРИН

(Stapleton, Maureen) (р. 1925), США; заняла ведущее положение в театре, сыграв в Татуированной розе (The Rose Tattoo, 1951) Т.Уильямса; другие пьесы: Тяжкое испытание (The Crucible, 1953) А.Миллера, Куклы на чердаке (Toys in the Attic, 1960) Л.Хелман, Анфилада площадей (Plaza Suite, 1968), Пряничная леди (The Gingerbread Lady, 1970, премия «Тони»); снялась также в фильмах: Мимолетный (The Fugitive Kind, 1960), Вид с моста (A View From the Bridge, 1962), Интерьеры (Interiors, 1978), Красные (Reds, 1981, премия «Оскар»), Кокон (Cocoon, 1985), Ушедшие (Passed Away, 1992).

СТЭНЛИ, КИМ

(Stanley, Kim) (р. 1925), США, Англия; нью-йоркская сцена: Монсеррат (Monserrat, 1949), Пикник (Picnic, 1953) и Автобусная остановка (Stop Bus 1955) У.Инджа, Странствующая леди (The Traveling Lady, 1954), Далекая страна (A Far Country, 1961); фильмы: Богиня (Тhe Goddess, 1958), Сеанс в сырой полдень (Seanse on a Wet Afternoon, 1964), Фрэнсис (Frances, 1982); снимался также на телевидении.

СЮДОВ, МАКС

(Sydow, Мах) (р. 1929) Швеция; широкий спектр ролей на сцене: Генрих IV (Henry IV) Л. Пиранделло, Буря (The Tempest) Шекспира, Фауст (Faust) Гете, После дождя (After the Rain); снялся в фильмах Ингмара Бергмана Седьмая печать (The Seventh Seal, 1956), Лицо (The Magician, 1959), Источник (The Virgin Spring, 1959), Стыд (Shame, 1968), Прикосновение (The Touch, 1971); другие фильмы: Величайшая история, когда-либо рассказанная (The Greatest Story Ever Told, 1965), Эмигранты (The Emigrants, 197), Поселенцы (1972), Изгоняющий дьявола (The Exorcist, 1973), Ханна и ее сестры (Hannah and Her Sisters, 1986), Пеле-Завоеватель (Pele the Conquerer, 1988), Пробуждения (Awakenings, 1990);

ТАЛЬМА, ФРАНСУА ЖОЗЕФ

(Talma, Franccois Joseph) (1763–1826), Франция; актер-трагик, реформировал сценический костюм, добиваясь этнографической и исторической конкретности; в 1787–1826 в «Комеди Франсез»; в 1791 основал «Театр революции»; прославился в ролях шекспировского репертуара (Макбет, Отелло, Гамлет).

ТАНДИ, ДЖЕССИКА

(Tandy, Jessica) (1909–1994), Англия, США; актриса театра и кино; в 1930-е годы играла в театре «Олд Вик»; нью-йоркская сцена (обычно в дуэте с мужем Х.Кронином): Трамвай «Желание» (A Streetcar Named Desire, 1947, премия «Тони») Ю.О'Нила, Кровать с балдахином (The Fourposter, 1951), Упражнение на рояле (Five Finger Exercise, 1959) П.Шаффера, Шаткое равновесие (А Delicate Balance, 1966) Э.Олби, Дом (Home, 1971), Ноэл Коуард в двух тональностях (Noel Coward in Two Keys, 1974), Игра в джин (The Gin Game, 1977, премия «Тони»), Фосфоресцирующий свет (Foxfire, 1982, премия «Тони»), Стеклянный зверинец (The Glass Menagerie, 1984) Т.Уильямса, Петиция (The Petition, 1986); фильмы: Месть женщины (A Woman's Vengeance, 1947), Птицы (The Birds, 1963), Бостонцы (The Bostonians, 1984), Кокон (Cocoon, 1985), Шофер мисс Дейзи (Driving Miss Daisy, 1989, премия «Оскар»); также на телевидении.

ТАРЛТОН, РИЧАРД

(Tarlton, Richard) (ум. 1588), Англия; любимый шут королевы Елизаветы, актер-комик в труппе «Слуги королевы»; прославился исполнением джиги – комического танца, сопровождаемого песенкой; выступал также как драматург.

ТОРНДАЙК, СИБИЛ

(Thorndike, Sybil) (1882–1976); Англия; актриса широкого диапазона, сыграла множество ролей в шекспировских и современных пьесах, обновивших драматургию 20 в.: Святая Иоанна (St. Joan, 1924) Б.Шоу, Семейный праздник (The Family Reunion, 1956) Т.С.Элиота, Меловой сад (The Chalk Garden, 1957), Дядя Ваня (1962) А.П.Чехова, Мышьяк и старое кружево (Arsenic and Old Lace, возобновлена в 1966) Дж.Кессельринга, Ночь должна наступить (Night Must Fall, 1968) Э.Уильямса.

ТУЛИН, ИНГРИД

(Thulin, Ingrid) (р. 1929), Швеция; актриса театра и кино, сыграла во многих фильмах И.Бергмана, в т.ч. Земляничная поляна (Wild Strawberries, 1957), Лицо (The Magician, 1959), Молчание (The Silence, 1963), Час волка (The Hour of the Wolf, 1967), Шепоты и крик (Cries and Whispers, 1973); снялась также у А.Рене (Война окончена, 1966), Л.Висконти (Гибель богов, 1969).

УИЛЬЯМС, ЭМЛИН

(Williams, Emlyn) (1905–1987), Англия, США; актер, драматург, режиссер; запомнился в ролях, сыгранных в собственных пьесах Ночь должна наступить (Night Must Fall, 1936), Зерно не созрело (The Corn is Green, 1941), создатель образа Чарлза Диккенса в жанре «театр одного актера» (1952 и 1970); играл также в пьесах: Человек на все времена (A Man for All Seasons, 1962) Р.Болта, Наместник (The Deputy, 1964) Р.Хоххута, Месяц в деревне (1965) И.С.Тургенева.

УИЛЬЯМСОН, НИКОЛ

(Williamson, Nicol) (р. 1939), Англия; несостоятельный «антигерой»» в театральной и экранной версиях пьесы Неприемлемое свидетельство (Inadmissible Evidence, 1966, в рус. переводе – Неподсудное дело) Д.Осборна; Анфилада площадей (Plaza Suite, 1968); спорная трактовка Гамлета (Hamlet, 1969) на лондонской и нью-йоркской сценах; Дядя Ваня (1973), Царь (Rex, 1976), Ненавижу Гамлета (I Hate Hamlet, 1971), Джек: Светская ночь с Джоном Берримором (Jack: A Night on the Town with John Ваrrymore, 1996).

УОФФИНГТОН, МАРГАРЕТ (ПЕГ)

(Woffington, Margaret) (1718–1760), Англия; комедийная актриса, исполнительница ролей травести, играла в театрах «Друри-Лейн» и «Ковент-Гарден».

УСПЕНСКАЯ, МАРИЯ

(1876–1949), Россия, США; уроки актерского мастерства получила в МХАТе у К.С.Станиславского, играла с ним в Нью-Йорке в русских пьесах (1923); осталась в США, где выступала на сцене и преподавала; основала актерскую студию в Нью-Йорке и Голливуде.

УСТИНОВ, ПИТЕР

(Ustinov, Peter) (р. 1921) Англия, США; по происхождению русский; актер театра и кино, режиссер, писатель; автор сатирико-фантастических пьес-эксцентриад, сам играл в них: Любовь четырех полковников (The Love of Four Colonels, 1951), Романов и Джульетта (Romanoff and Juliet, 1956), Десятая Бетховена (Beethoven's Tenth, 1984); фильмы: Спартак (Spartacus, 1960, премия «Оскар»), Топкапи (Topkapi, 1964, премия «Оскар»), Смерть на Ниле (Murder on the Nile, 1978), Снадобье для Лоренцо (Lorenzo's Oil, 1992); на телевидении: Лавка древностей (The Old Curiosity Shop, 1995).

ФЕРРЕР, ХОСЕ

(Ferrer, Jose) (1912–1992), США; актер, режиссер, продюсер; запомнился в роли Сирано в драме Э.Ростана «Сирано де Бержерак» (1947, премия «Тони»; 1950, премия «Оскар»); к другим сценическим удачам относятся Ричард III, Яго с Полем Робсоном в роли Отелло; Сорокопут (The Shrike, 1952, премия «Тони» за актерскую игру и режиссуру); фильмы: Дофин в Жанне Д'Арк (Joan of Arc, 1948), Тулуз-Лотрек в Мулен-Руж (Moulin Rouge, 1953), защитник в Мятеж на «Каине» (The Caine Mutiny, 1954).

ФИННИ, АЛБЕРТ

(Finney, Albert) (р. 1936), Англия; актер и режиссер; на лондонской сцене: Юлий Цезарь (1956) Шекспира, Билли-лжец (Billy Liar, 1960) К.Уотерхауса и У.Холла, Сельская жена (The Country Wife, 1976) У.Уичерли; на нью-йоркской сцене: Лютер (1961) Д.Осборна, Последнее прости Армстронга (1965) Д.Ардена, Джо Эгг (Joe Egg, 1968) П.Николса; фильмы: В субботу вечером, в воскресенье утром (Saturday Night and Sunday Morning, 1960), Том Джонс (Tom Jones, 1963), Чарли Баблз (Charly Bubbles, 1967, режиссер этого фильма), Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express, 1974), Костюмер (The Dresser, 1983), У подножия вулкана (Under the Volcano, 1984), Плейбои (Plaуboys, 1992), Мужчина, не стоящий внимания (А Man of Nо Importance, 1994), Ход века (The Run of the Century, 1995).

ФИСК, МИННИ МЭДДЕН

(Fiske, Minnie Madden) (1865–1932), США; актриса и режиссер; в 1901–1907 руководила театром «Манхаттан»; известна инициативой и участием в первых в США постановках пьес Ибсена и начинающих американских драматургов (Нелл из Армии Спасения Э.Шелдона, 1908); исполняла роли шекспировского репертуара.

ФОЙ, ЭДДИ

(Foy, Eddie) (1856–1928) США; комедийный актер, участвовал также в эстрадных представлениях; часто играл на сцене со своими семью детьми.

ФОНТАНН, ЛИНН

(Fontanne, Lynn) (1887–1983), Англия, США; комедийная актриса, жена А.Ланта (Lunt), с которым играла в спектаклях театра «Гилд» Оружие и человек (1926) Б.Шоу, Свидание в Вене (Reunion in Vienna, 1931) и Да сгинет ночь (There Shall Be No Night, 1941) Р.Шервуда, Амфитрион 38 (Amphytrion 38, 1938) Ж.Жироду, Чайка (1938) А.П.Чехова, Любовь в праздности (в США – О, моя женушка) Т.Раттигана, Визит старой дамы (1958) Ф.Дюрренматта.

ФОРБС-РОБЕРТСОН, ДЖОНСТОН

(Forbes-Robertson, Johnston) (1853–1937), Англия; актер, режиссер; лучшие шекспировские роли – Гамлет и Ромео (Джульетта – Дж.Моджеевская, 1880; П.Кемпбелл, 1895);

ФОРРЕСТ, ЭДВИН

(Forrest, Edwin) (1806–1872), США; актер-трагик шекспировского репертуара; объявляя конкурсы на лучшую американскую пьесу, способствовал развитию национальной драматургии; гастролировал в Англии.

ХAГЕН, УТА

(Hagen, Uta) (р. 1919) Германия, США; в 1947 основала актерскую студию (с Г.Бергхофом, Berghof); играла в пьесах Чайка (1938) А.П.Чехова, Трамвай «Желание» (A Streetcar Named Desire, 1947) Т.Уильямса, Деревенская девчонка (The Country Girl, 1950, премия «Тони») К.Одетса, Святая Иоанна (Saint Joan) Б.Шоу (1951), Кто боится Вирджинии Вулф? (Who's Afraid of Virginia Woolf?, 1962, премия «Тони») Э.Олби, Миссис Кляйн (Mrs. Klein, 1995); фильмы: Ребята из Бразилии (The Boys from Brazil, 1978), Поворот судьбы (Reversal of the Fortune, 1990);

ХАРРИС, ДЖУЛИ

(Harris, Julie) (р. 1925), США; пьесы: Участник брачной церемонии (The Member of the Wedding, 1950) К.Маккалерс, Я есть фотоаппарат (I Am a Camera, 1953, премия «Тони»; по рассказам К.Ишервуда) Д.Ван Друтена, снялась также в фильмах по этим пьесам; Жаворонок (The Lark, 1955, премия «Тони») Ж.Ануя, Выстрел во мраке (A Shot in the Dark, 1964), Сорок карат (Forty Carats, 1968, премия «Тони»), Конец миссис Линкольн (The Last of Mrs. Lincoln, 1972, премия «Тони»), Во имя любви (In Praise of Love, 1974), Красавица из Амхерста (The Belle of Amherst, 1976, премия «Тони»); фильмы: К востоку от рая (East of Eden, 1955), Реквием по тяжеловесу (Requiem for a Heavyweight, 1962), Путешествие проклятых (Voyage of the Damned, 1976), Гориллы в тумане (Gorillas in the Mist, 1988); телевидение: Крошечная луна в Алъбане (Little Moon in Alban, 1958, премия «Эмми»), Королева Виктория (Victoria Regina, 1961, премия «Эмми»), Дитя Сатаны (Lucifer's Child, 1995).

ХАРРИСОН, РЕКС

(Harrison, Rex) (1908–1990), Англия, США; пьесы: Тысяча дней Анны (Anne of the Thousand Days, 1948, премия «Тони»), Вечеринка с коктейлями (The Cocktail Party, 1950) Т.С.Элиота, Колокол, книга и свеча (Bell, Book and Сandle, 1950), Моя прекрасная леди (Му Fair Lady, 1956, премия «Тони»; экранизация, 1964, премия «Оскар»; по пьесе Б.Шоу Пигмалион) А.Лернера и Ф.Лоу, Генрих IV (Henry IV) Л.Пиранделло (1973), Пегий зимородок (The Kingfisher, 1979), Дом, где разбиваются сердца (Heartbreak House, 1983) Б.Шоу, Круг (The Circle, 1989) У.С.Моэма; фильмы: Майор Барбара (Major Barbara, 1941), Веселый дух (Blithe Spirit, 1945), Анна и король Сиама (Anna and the King of Siam, 1946), Клеопатра (Cleopatra, 1963), Доктор Дулиттл (Doctor Doolittle, 1967).

ХИЛЛЕР, ВЕНДИ

(Hiller, Wendy) (р. 1912) Англия, США; пьесы Любовь на пособие (Love on the Dole, 1935; по одноименному роману У.Гринвуда) У.Гринвуда и Р.Гау, Колыбельная (The Cradle Song, 1944), Наследница (The Heiress, 1947) Р.и О.Гец, Брачный венец (Crown Matrimonial, 1972); в кино наибольший успех имела в роли Элизы Дулиттл в Пигмалионе (Pygmalion, 1938); другие фильмы: Майор Барбара (Major Barbara, 1941), Отдельные столики (Separate Tables, 1958, премия «Оскар»), Человек на все времена (Man for All Seasons, 1966), Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express, 1974), Одинокая страсть Джудит Херн (The Lonely Passion of Judith Hearn, 1987); на телевидении: Графиня Элис (The Countess Alice, 1993). В 1975 была награждена орденом Британской империи.

ШИЛЬДКРАУТ, ДЖОЗЕФ

(Schildkraut, Joseph) (1895–1964), Австрия, США; в 1913–1920 у М.Рейнхардта, затем в Нью-Йорке и Голливуде; Лилиом (Liliom, 1921) Ф.Мольнара, Пер Гюнт (Peer Gynt, 1923) Ибсена, Анатоль (Anatol, 1931), Дядя Гарри (Uncle Harry, 1942), Дневник Анны Франк (The Diary of Anne Frank, 1955; экранизация, 1959); фильмы: Жизнь Эмиля Золя (The Life of Emile Zola, 1937, премия «Оскар»).

ШОУ, РОБЕРТ

(Shaw, Robert) (1927–1978), Англия, США; актер, писатель, режиссер; играл в театре «Олд Вик» и шекспировском Мемориальном театре (Стратфорд-он-Эйвон); лондонская сцена: Тигр у ворот (Tiger at the Gates, 1955, в переводе Кристофера Фрая; оригинальное название Троянской войны не будет) Жана Жироду); нью-йоркская сцена: Сторож (The Caretaker, 1961) Х.Пинтера, Физики (Тhe Physicists, 1964) Ф.Дюрренматта, Старые времена (Old Times, 1972), Пляска смерти (The Dance of Death, 1974) А.Стриндберга; фильмы: Из России с любовью (From Russia With Love, 1963), Удача рыжего Коффи (The Luck of Ginger Coffey, 1964, также автор сценария), Человек на все времена (A Man For All Seasons, 1966), Челюсти (Jaws, 1975), Робин и Мэриан (Robin and Marian, 1976); автор драмы Человек в стеклянной кабине (The Man in the Glass Booth, 1968) и романов.

ЭВАНС, МОРИС

(Evans, Maurice) (1901–1989), Англия, США; самый известный американский актер, игравший в пьесах Шекспира и Б.Шоу; Конец пути (Journey's End, 1928) Р.Шеррифа, Гамлет (1934, Лондон; 1938, Нью-Йорк), Ромео и Джулъетта (1935), Ричард II (1937) Шекспира, Человек и сверхчеловек (1948) Шоу.

ЭВАНС, ЭДИТ

(Evans, Dame Edith) (1888–1976), Англия; на лондонской сцене сыграла множество ролей шекспировского репертуара, а также в пьесах Б.Шоу, К.Фрая, Н.Коуарда, но прославилась непревзойденной игрой в комедиях Реставрации: Так поступают в свете (The Wау of the World, 1924) У.Конгрива, Хитроумный план щеголей (The Beaux' Strategеm, 1927) Дж.Фаркера и др.; леди Брэкнелл в пьесе Как важно быть серьезным (1939) О.Уайльда; Чайка и Вишневый сад А.П.Чехова; фильмы: Дэвид Копперфильд (David Copperfield, 1970). В 1946 была награждена орденом Британской империи.

ЭЛДРИДЖ, ФЛОРЕНС

(Eldridge, Florence) (1901–1988), США; Великий Гэтсби (The Great Gatsby, 1926, по роману Ф.С.Фицджеральда); вместе с мужем Ф.Марчем (March) играла в пьесах На волосок от гибели (The Skin of Our Teeth, 1942) Т.Уайлдера, Враг народа (An Enemy of the People, 1950) Ибсена, Долгое путешествие в ночь (Long Day's Journey into Night, 1956) Ю.О'Нила; фильмы: Другая часть леса (Another Part of the Forrest, 1948), Акт убийства (Act of Murder, 1965), Пожнешь бурю (Inherit the Wind, 1960).

ЭШКРОФТ, ПЕГГИ

(Ashcroft, Peggy) (1907–1991), Англия; актриса широкого диапазона; в театре «Олд Вик»: Ромео и Джульетта, Антоний и Клеопатра, Как вам это понравится?; Дездемона в Отелло с Полем Робсоном (1930); Чайка (1936) и Три сестры (1937) А.П.Чехова, Наследница (The Heiress, 1949) Р.и О.Гец, Гедда Габлер (Hedda Gabler, 1954) Ибсена, Добрый человек из Сезуана (1956) Б.Брехта, Шаткое равновесие (A Delicate Balance, 1969) Э.Олби, Счастливые деньки (Happy Days, 1975) С.Беккета; фильмы: Поездка в Индию (A Passage to India, 1984, премия «Оскар»).

ЛИТЕРАТУРА

Станиславский К.С. Работа актера над собой. Дневник ученика, ч. 1–2. М., 1951
Горчаков Н.М. К.С.Станиславский о работе режиссера с актером. М., 1958
Вайтите И.В. Формирование творческого характера актера. М., 1961
Малочевская И.Б. Этические аспекты метода действеного анализа. Л., 1991
Ершов П.М. Технология актерского искусства. – В кн.: Ершов П.М. Сочинения, т. 1. М., 1992
Линклэйтер К. Освобождение голоса. М., 1993
Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. СПб, 1995

"АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО" STUDENTS.BY

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
09/05/2021

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!