Вывести на печать

СЁРЛЬ, ДЖОН (Searle, John) (р. 1932), американский философ. Родился 31 июля 1932 в Денвере (шт. Колорадо). Получил образование сначала в университете Висконсина, затем в Оксфорде, где его учителями были Джон Остин и Питер Стросон. С 1959 – профессор Калифорнийского университета в Беркли.

Являясь одним из основателей теории речевых актов, Сёрль интенсивно занимался также проблемами философии сознания, теории действия. Благодаря многочисленным публичным выступлениям его знают не только в среде философов, но и в широких академических кругах.

В центре внимания первой работы Сёрля Речевые акты (Speech Acts, 1969) – различение между «иллокутивным» и «пропозициональным» содержанием речевых актов. Если пропозициональное содержание некоторого утверждения – например, утврждения «идет дождь» – состоит в суждении, что идет дождь, то его иллокутивное содержание заключается в (неявном) обязательстве говорящего представлять вещи такими, каковы они есть. Если пропозициональное содержание приказа состоит в характере действия, которое некто должен выполнить, то его иллокутивное содержание заключается в попытке побудить к этому действию.

Согласно Сёрлю, речевые акты не существуют сами по себе – именно благодаря связи с сознанием они способны представлять («репрезентировать») существующие в мире вещи. Теория репрезентативного содержания языка должна основываться на соответствующей теории сознания. Сёрль использует в этой связи понятие интенциональности, т.е. направленности сознания на предметы. Носителями интенциональности он в противовес традиционным теориям считает не убеждения и желания, а восприятия и действия. В ходе дебатов, вызванных его теорией, Сёрль выдвинул тезис, что в интенциональном содержании восприятий имеется момент саморефлексии: если, например, человек видит дерево, то само содержание этого визуального восприятия предполагает существование дерева. Кроме того, философ полагает, что интенциональные содержания могут быть поняты только на неинтенциональной основе практических навыков и способностей.

Несмотря на то, что Сёрль является сторонником «биологического натурализма», согласно которому умственные способности суть не что иное, как свойства высокоорганизованного мозга, он высказался категорически против допущения о возможности построения искусственного интеллекта. Допущение это основано на тезисе, что сознание следует рассматривать как программу, работающую как бы внутри мозга. Пытаясь опровергнуть этот тезис, Сёрль прибегает к мысленному эксперименту. Предположим, вас поместили в комнате с двумя окошками; в вашем распоряжении ящик с большим количеством карточек, испещренных китайскими иероглифами, а также английский справочник, разъясняющий, как китайские иероглифы связаны друг с другом. Из одного окошка вам передают карточки с иероглифами, содержание которых – как вы можете заключить на основе справочника – состоит в просьбе присоединить к ним соответствующие карточки и передать их в другое окошко. Производя эти действия, вы не знаете, что на поступающих карточках нанесены вопросы, а на отправляемых им карточках – ответы на эти вопросы. Со стороны же ваши действия будут производить впечатление, будто вы понимаете китайский язык. Такой вывод, однако – полный абсурд, полагает Сёрль. Человек в китайской комнате может безупречно выполнять все предписания, не понимая ни слова по-китайски. Точно так же и компьютер может выполнять программу, записанную на языке, который ему непонятен. Эту аргументацию Сёрль развил в одной из самых известных его работ – эссе Сознание, мозг и программы (Minds, Brains, and Programms, 1980).

Другие публикации философа: Выражение и смысл (Expression and Meaning, 1979), Интенциональность: Очерк философии сознания (Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind, 1983), Переоткрытие сознания (The Rediscovery of Mind, 1992).



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
02/06/2020

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!