Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
БЕЛЫЙ, АНДРЕЙ (18801934), русский романист, поэт, философ и теоретик литературы. Родился в Москве 14 (26) октября 1880. Настоящее имя Борис Николаевич Бугаев. Сын выдающегося ученого, профессора-математика Н.B.Бугаева, окончил математический факультет Московского университета в 1903 и к этому времени был уже известен в российских литературных кругах. С 1902 участвовал в объединениях русских символистов, публиковался в их изданиях ( Весы и др.). Серьезное влияние на поэта оказали идеи Вл.Соловьева, Фр.Ницше, А.Шопенгауэра, И.Канта и неокантианцев. Многочисленные философско-эстетические статьи Белого составили содержание двух сборников: Символизм (1910) и Арабески (1911). В 1912 он познакомился в Германии с Р.Штейнером. С 1913 Белый член Антропософского общества, участвует в строительстве антропософского храма (в Швейцарии, 19141916), в деятельности российских антропософских обществ. Увлечение антропософией сохранилось после разрыва со Штейнером.Белый с самого начала склонен был видеть в символизме не столько новую эстетическую теорию, сколько «религиозно-философское учение, предопределенное всем ходом западноевропейской мысли» ( Символизм, 1910). «Ход» этот, по его убеждению, имел своей перспективой «преодоление» рационализма и «методологизма» европейской философии, которым может быть противопоставлена традиция «софийности», «внутреннего знания». В его философской позиции отчетливо проявился характерный для русской религиозной философии «онтологизм»: критика «кантовского разума», «кидающегося в пропасти безбытийственного смысла»; манифестация религиозного смысла бытия, открывающегося только «живой, творческой личности», «умеющей жить» в подлинном мире, где «маски» («общеобязательные правила жизни») уже не скрывают смысла, в том числе и смысла собственной жизни. Религиозно-философские идеи Белого нашли выражение в его работах 1920-х годов: Кризис жизни, Кризис мысли, Кризис культуры, Лев Толстой и кризис сознания и др. Четыре книги Симфоний (19021907) Белого были его первым и важнейшим прозаическим сочинением. Это был смелый опыт применения в прозе законов музыкальной композиции и эмоциональных ритмико-звуковых начал. В Серебряном Голубе, романе, опубликованном в 1910, Белый соединил приемы символизма с принципами реализма. Серебряный Голубь и Петербург (1913) самые известные произведения Белого.Во время революции и в послереволюционные годы Белый писал воспоминания и автобиографические романы. Первое из сочинений этого периода Котик Летаев (1917), напоминающий прозу Джойса; среди других произведений того же плана Преступление Николая Летаева (1921), Записки чудака (1923) и несколько книг под общим заглавием Москва. В трех томах воспоминаний Белый живо и реалистично поведал историю своей жизни, философских исканий, а также культурных и общественных вопросов эпохи.В своей поэзии, равно как и в прозе, Белый исследовал новейшие эстетические и формальные возможности словесного искусства. Среди его стихотворных сочинений сборники Золото в лазури (1898-1904), Пепел (1909), Урна (1909), Первое свидание (1921) и После разлуки (1922).Умер Белый в Москве 8 января 1934.
|
|