Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ЧЖУ СИ, Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань (11301200), выдающийся китайский философ, ученый-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, главный представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму (Чэн [братьев] Чжу [Си] школа, или «ли сюэ» «учение о принципе»), в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии и культурного трандартав Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее. Родился 18 октября 1130 в Юси провинции Фуцзянь. Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение 20 лет занимался главным образом научным и литературным трудом. С 1178, находясь на государственной службе, Чжу Си неоднократно, но не надолго назначался на высокие административные посты. В 1196 за критические настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул го-гун («державный князь»), в 1241 причислен к величайшим конфуцианским авторитетам, а с 1313 при правлении инородной (монгольской) династии Юань его учение официально включено в систему государственных экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности (кэ цзюй). Умер он 23 апреля 1200 в Каотине провинции Фуцзянь. Литературное наследие Чжу Си чрезвычайно велико. Многие его основополагающие идеи выражены в комментариях к конфуцианской классике (прежде всего Пятиканонию и Четверокнижию, см. ШИ САНЬ ЦЗИН) и беседах, записанных учениками (юй лу). Чжу Си публиковал, комментировал и интерпретировал произведения своих непосредственных предшественников четырех корифеев неоконфуцианства эпохи Сун (9601279): Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао и Чэн И, в частности, составив из них первую и ставшую образцовой неоконфуцианскую антологию Цзинь сы лу («Записи размышлений о близком», 14 глав, в соавторстве с Люй Цзуцяном, 1173). Наиболее полные собрания различных видов сочинений Чжу Си Чжу-цзы юй лэй (Классифицированные беседы учителя Чжу [Си], 140 глав, 1270), Чжу-цзы вэнь цзи (Собрание письмен учителя Чжу [Си], 121 глава, 1532, серия СББЯ), Чжу-цзы цюань шу (Полное [собрание] произведений учителя Чжу [Си], издано по императорскому указу, 66 глав, 1714, т. 125). Чжу Си в противовес своему другу и оппоненту Лу Цзююаню истолковал связь описанных Чжоу Дуньи «Великого предела» (тай цзи) и «Беспредельного / предела отсутствия» (у цзи, см. ТАЙ ЦЗИ; Ю У) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн И концепцию универсального общемирового «принципа/резона» (ли1). Тай цзи, по Чжу Си, это совокупность всех ли1, тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей «тьмы вещей» (вань у). В каждой конкретной «вещи» (у3), то есть предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, «Великий предел» определялся как «бесформенный и безместный», т.е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в «вещах» делает основной задачей человека их «выверение», или «классифицирующее постижение» (гэ у), которое состоит в «совершенном [раскрытии] принципов» (цюн ли). Эта процедура «доведения знания до конца» (чжи чжи) своим результатом должна иметь «искренность помыслов», «выправленность сердца», «усовершенствованность личности», а затем «выправленность семьи», «упорядоченность государства» и «уравновешенность [всей] Поднебесной» (формулы Да сюэ), поскольку ли1 совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы: «настоящий принцип не имеет недоброго», «принцип это гуманность (жэнь2), должная справедливость (и1), благопристойность (ли2), разумность (чжи1)». Каждая «вещь» есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального «принципа» (ли1) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (ци1). Физически они неразделимы, но логически ли1 имеет приоритет над ци1. Восприняв проведенное Чэн И различение «предельно коренной, совершенно изначальной природы» (цзи бэнь цюн юань чжи син) и «природы пневменной материи» (ци чжи чжи син), связав их с ли1 и ци1 соответственно, Чжу Си окончательно сформировал концепцию изначально-общей «доброй» человеческой «природы», обладающей вторичными и конкр. модусами, которым в разной степени присущи «добро» и «зло».В 16 первой половине 17 в. в Китае идейно возобладало второе важнейшее течение в неоконфуцианстве Лу [Цзююаня] Ван [Янмина] школа («синь сюэ» «учение о сердце»), сформулировавшая основные тезисы античжусианской критики. Учение Чжу Си поддерживалось правившей затем в Китае инородной маньчжурской династией Цин (16441911). В 1930-е годы оно было модернизировано Фэн Юланем в «новом учении о принципе» (синь ли сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд китайских философов, проживающих за пределами КНР и представляющих так называемое постконфуцианство, или постнеоконфуцианство. (34.13 Кб)
|
|