Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ГУН ЦЗЫЧЖЭНЬ, Гун Сэжэнь. Гун Динъань (17921841), китайский философ-неоконфуцианец, ученый, литератор, представитель Чанчжоуского направления «школы новых текстов» (или «школы текстов новых письмен»), воссозданной Чжуан Цуньюем (18 в.). Родился 22 августа 1792 в Жэньхэ (на территории совр. Ханчжоу) провинции Чжэцзян в семье чиновника, состоял на государственной службе. В 1829 получил высшую ученую степень цзиньши. Умер 26 сентября 1841 в Даньяне провинции Цзянсу. Общетеоретические взгляды Гун Цзычжэня не были систематизированы и нашли выражение в небольших произведениях, объединенных в несколько сборников после его смерти, вызванной потрясением от наступления в Китае «эпохи смуты» и поражения страны в первой «опиумной» войне с Англией (18401842). Один из организаторов Сюньнаньского поэтического общества (1830), распространявшего идеи политико-правовой реформации. Как и другие сторонники «школы текстов новых письмен» (см. ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ; ВЭЙ ЮАНЬ), Гун Цзычжэнь стремился связать традиционную науку, в которой господствовали философия, филология и история, с общей теорией государственного управления. В числе первых в Китае выступил за социально-экономическую и научно-техническую модернизацию страны, ликвидацию устарелых государственных институтов (экзаменационной системы и т.п.) и общественных норм (бинтование ног у женщин и т.п.). Главной социальной опасностью считал разрыв между богатством и бедностью. Идеальное «сбалансированное» (пин цзюнь) распределение благ, по Гун Цзычжэню, подобно справедливой раздаче воды (каждому по его иерархической норме) и зависит от общественных умонастроений: «Человеческое сердце корень (бэнь) мирских нравов, мирские нравы корень государевой службы». Вслед за Гао-цзы, оппонентом Мэн Кэ (43 вв. до н.э.), утверждал, что «[человеческая] природа (син1) лишена и добра, и недобра». Поэтому «человеческие сердца» могут быть изменены к лучшему и общественные отношения усовершенствованы посредством принципов, изложенных в наборе канонических конфуцианских произведений, определенном «школой текстов новых письмен». Изменения в общественной жизни и духовной атмосфере неизбежно требуют пересмотра политико-правовых норм. Чем консервативнее были правившие династии, тем скорее они гибли, ибо их правители «слепо следовали установлениям основателя династии и боялись вынести эти установления на суд людей». Своевременное политико-правовое реагирование на рождаемые жизнью новшества способно сохранить трон императорской фамилии навечно. (34.84 Кб)
|
|