Вывести на печать

ЛУ ЦЗЮЮАНЬ, Лу Сяншань, Лу Цзыцзин (1139–1193), китайский философ, основоположник одного из двух главных направлений в неоконфуцианстве – Лу [Цзююаня] – школы Ван [Янмина], или, неточно, синь сюэ1 («учение о сердце»). Родился 26 марта 1139 в Цзиньси провинции Цзянси. Происходил из образованной и родовитой семьи, находился на государственной службе. В 1530 был официально включен в число наиболее выдающихся конфуцианцев. Лу Цзююань был другом и одновременно основным оппонентом Чжу Си, ведущего представителя другого главного направления в неоконфуцианстве – Чэн [братьев] – Чжу [Си] школы. Философско-литературное наследие Лу Цзююаня невелико, он не создал систематического учения. Умер он 10 января 1193 в Цзинмэне провинции Хубэй. Малопопулярный при жизни, Лу Цзююань прославился благодаря тому, что через четыре столетия его идеи нашли продолжение в доктрине Ван Янмина, доминировавшей в духовной жизни интеллектуальной элиты Китая в 16–17 вв. Примечательно, однако, что официальное признание Лу Цзююаня произошло в период, когда на школу Ван Янмина из-за дворцовых интриг был наложен запрет (1529–1567). Сам Ван Янмин был склонен преувеличивать свою близость к Чжу Си и преуменьшать – к Лу Цзююаню. Поэтому внешне парадоксальное совпадение гонений на Ван Янмина с возвеличиванием Лу Цзююаня отразило конкретно-историческую ситуацию идейного торжества их школы, которое во второй половине 16 в. было подтверждено и официальным признанием выдающихся заслуг Ван Янмина.

Все рассуждения Лу Цзююаня пронизаны общей мыслью о таком изоморфном единстве субъекта и объекта, в котором каждый из них является полным аналогом другого: «Вселенная – это мое сердце, мое сердце – это вселенная». Поскольку «сердце» (синь1), т.е. психика любого человека, по Лу Цзююаню, содержит в себе все «принципы» (ли1) мироздания, всякое познание может и должно быть интроспективным, а нравственность – автономной. Представление об абсолютной самодостаточности каждой личности обусловливало и пренебрежение Лу Цзююаня доктринальной ученостью: «Шесть канонов должны комментировать меня. Зачем мне комментировать шесть канонов?» Конфуцианские ортодоксы критиковали эти взгляды как замаскированный чань-буддизм. Со своей стороны Лу Цзююань усматривал даосско-буддийское влияние в осуществленной Чжу Си идентификации конфуцианской трактовки «Великого предела» (тай цзи) с даосской доктриной «Беспредельного/предела отсутствия» (у цзи).

(13.84 Кб)



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
23/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!