ПУАНКАРЕ, ЖЮЛЬ АНРИ (Poincar, Jules Henri) (1854–1912), французский математик, физик и астроном. Родился 29 апреля 1854 в Нанси, учился в лицее Нанси. Высшее образование получил в Политехнической школе, затем в Горной школе, которую окончил в 1879. В том же году защитил докторскую диссертацию. С 1881 – профессор механики Парижского университета, руководитель кафедры физики, астрономии и небесной механики.

Значительное число работ Пуанкаре по математике посвящено исследованию небесной механики, в частности проблеме трех тел. Занимаясь ее решением, ученый исследовал расходящиеся ряды и построил теорию асимптотических разложений, разрабатывал теорию интегральных инвариантов, изучал вопросы устойчивости орбит и формы небесных тел. Фундаментальные открытия Пуанкаре, касающиеся поведения интегральных кривых дифференциальных уравнений, тоже связаны с решением задач небесной механики. Пуанкаре опубликовал большое число работ по теории так называемых автоморфных функций, а также по дифференциальным уравнениям, топологии, теории вероятностей. Среди его работ – 10-томный Курс математической физики (Cours de physique mathmatique, 1889 и далее), монографию Теория Максвелла и колебания Герца (Thorie de Maxwell et les oscillations hertziennes, 1907). Пуанкаре – автор ряда научно-популярных работ – Ценность науки (Valeur de la science, 1905) и Наука и метод (Science et mthode, 1908).

Пуанкаре использовал методы математической физики для решения задач теплопроводности, электромагнетизма, гидродинамики, теории упругости. В 1904–1905 сформулировал принцип относительности, показал, что невозможно обнаружить абсолютное движение, исходя из уравнений Максвелла – Лоренца. Предложил первый вариант релятивистской теории гравитации. Пуанкаре был членом многих академий наук, награжден медалями Дж.Сильвестра, Н.И.Лобачевского и др.

Умер Пуанкаре в Париже 17 июля 1912.

(9.27 Кб)