ВАТИКАН, 
ВАТИКАН, государство-город Ватикан, независимое государство, созданное по Латеранским соглашениям (конкордату) между Римско-католической церквью и итальянским государством от 11 февраля 1929. Расположен в западной части Рима на правом берегу р.Тибр. Местопребывание высших органов управления Римско-католической церквью. Здесь находятся собор св. Петра и Ватиканские дворцы с музеями и библиотекой, административные здания, церкви, жилые дома, дворы и сады. Ватикан – самое маленькое государство мира. Его площадь 0,44 кв. км. Население (ок. 1000 человек) многонационально, преобладают итальянцы и швейцарцы.

Ватикан имеет самые тесные связи с Италией, через которую проходит материальное обеспечение государства-города и поток посетителей. Двухколейная железнодорожная ветка протяженностью 275 м связывает Ватикан с сетью итальянских железных дорог. В 1932 был открыт отделанный мрамором вокзал. Ватикан имеет собственную конституцию, герб, флаг и другие символы государственной власти. Он чеканит собственную монету, имеет свою почтовую связь и свою радиостанцию. В Ватикане издается ежедневная газета «Оссерваторе романо», а также множество книг, преимущественно религиозного содержания.

История и государственное устройство. Так называемый римский вопрос возник из-за аннексии Папского государства правительством Италии в 1870. 11 февраля 1929 руководство Римско-католической церкви заключило в Латеранском дворце соглашения с правительством Италии о создании независимого государства-города Ватикан и об урегулировании его отношений с Италией. В качестве возмещения ущерба, нанесенного церкви с 1870, итальянское государство обязалось ежегодно выплачивать Ватикану 750 млн. лир наличными и 1 млрд. лир в 5-процентных государственных облигациях. Эти соглашения были ратифицированы 7 июня 1929. Новый конкордат между Италией и Ватиканом был заключен 18 февраля 1984.

В Ватикане верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит папе. Конкретными административными делами занимаются губернатор и его чиновники. Для поддержания общественного порядка в распоряжении губернатора имеется служба охраны – небольшой отряд карабинеров. В случае необходимости он может прибегнуть к помощи швейцарских гвардейцев – личной охраны папы. Юридическую власть осуществляет местный трибунал. Более высокие судебные инстанции – Высший церковный суд и Высший трибунал Апостольского суда.

Хотя имеются сведения о направлении послов и приеме иностранных представителей уже в 4 в., официальный обмен дипломатическими представителями начался в 16 в. Внешние связи Ватикана осуществляются непосредственно от лица папы как главы Римско-католической церкви. В 1870 число государств, с которыми поддерживались дипломатические отношения, сократилось до четырех, а затем стало постепенно увеличиваться. В 1998 в Ватикане были аккредитованы послы 165 стран. Существует много папских представительств и постов за рубежом, включая нунциев, интернунциев и апостольских делегатов. Функции министра иностранных дел выполняет государственный секретарь в сане кардинала.

Архитектура. Папская резиденция в Ватикане, находившаяся по соседству со старым собором св. Петра, была возведена при папе Симмахе (498–514). Официальной резиденцией в Средние века был Латеранский дворец, и только в конце 14 в. папы окончательно переселились в Ватикан. В 1450 папа Николай V выдвинул идею о строительстве большого папского дворца непосредственно к северу от собора св. Петра, для чего последний предполагалось переместить. Однако папа умер, не дождавшись реализации этого замысла. В 1473 при папе Сиксте IV была возведена Сикстинская капелла, а при его преемнике Иннокентии VШ в северной части Ватикана был сооружен второй дворец, меньших размеров.

Активное строительство развернулось при папе Юлии II (1503–1513) – видном деятеле эпохи Возрождения. По проекту его главного архитектора Браманте, новый собор св. Петра должен был представлять в плане греческий крест и завершаться огромным куполом. Впоследствии Микеланджело заново спроектировал и построил купол. Браманте создал композицию Бельведера – два длинных параллельно идущих крыла, связывавших дворцы пап Николая V и Иннокентия VШ и завершавшихся нишей. Этот проект, был полностью реализован лишь в конце 16 в., и в результате были объединены ранее разобщенные строения.

Преемник Юлия II папа Лев Х (1513–1521) поручил Браманте построить лоджии – крытые внутренние дворики, ныне известные под названием Лоджий Рафаэля. Они примыкают к главному дворцу с восточной стороны. Затем при Павле III (1543–1549) была пристроена капелла Павла по проекту известного архитектора Антонио да Сангалло. Там находятся последние крупные живописные шедевры Микеланджело: Обращение св. Павла и Мученичество св. Петра. Сангалло является также автором проекта большого зала приемов (Сала Реджа).

При папе Сиксте V (15851590) длинный внутренний двор Ватикана был наполовину уменьшен за счет библиотечного флигеля, протянувшегося от одного крыла Бельведера до другого. Архитектором Джованни Лоренцо Бернини при папе Урбане VIII (16231644) был спроектирован монументальный парадный вход в собор св. Петра с мраморной лестницей и двумя колоннадами, окаймляющими площадь перед собором.

Начиная с 18 в. архитекторы Ватикана занимались преимущественно созданием его музеев. Музей Пио-Клементино с собранием знаменитых античных статуй и мозаик разместился во дворце Иннокентия VIII. Новое крыло проложенное через двор Бельведера параллельно библиотечному крылу, было построено при Пие VII (18001823) для экспозиции коллекции античных статуй. Папа Григорий ХVI (18311846) основал Египетский и Этрусский музеи. По инициативе папы Пия XI (1922–1939) была создана картинная галерея (Пинакотека). Рядом с ней при папах Иоанне ХХIII (19581963) и Павле VI (19631978) было построено здание, где разместились ценные коллекции раннехристианских и римских предметов предметов материальной культуры, которые ранее экспонировались в Латеранском дворце. В 1971 в южной части Ватикана был построен новый зал папских аудиенций.

Сокровища искусства. Ватикан представлявляет собой крупнейшую сокровищницу произведений искусств. Многие из них – это фрески, специально написанные на внутренних стенах дворцов. В галереях и внутренних двориках собраны шедевры живописи, скульптуры и других видов искусства.

Среди сокровищ Ватикана выделяются фрески в Сикстинской капелле, написанные Микеланджело в 1508–1512 годах по заказу папы Юлия II. Здесь представлены сцены из библейской Книги Бытия от сотворения человека до его грехопадения. Они размещены в прямоугольных и треугольных ячейках, «поддерживаемых» рисованными пьедесталами и другими архитектурными элементами. Сотни монументальных фигур изображены в поразительном разнообразии движений и поз. Столь же глубокое впечатление производит фреска Страшный суд, завершенная Микеланджело в 1541. Она занимает всю алтарную стену. В отличие от красочных фресок на потолке, посвященных сюжетам Ветхого Завета, Страшный суд передает трагическую картину конца света. Хотя изначальные оттенки со временем сильно потускнели, все еще сохраняется композиция картины.

В Сикстинской капелле представлены также другие замечательные произведения эпохи раннего Возрождения, созданные Перуджино, Боттичелли, Синьорелли, Гирландайо, Пинтуриккио и Козимо Розелли.

На этаже, расположенном над Сикстинской капеллой, размещены знаменитые станцы (комнаты) Рафаэля, которые расписывались по заказу нескольких пап. Сам Рафаэль творил при Юлии II и Льве Х. Работа была завершена при Клименте VII учениками Рафаэля. Фрески в этих станцах создавались в эпоху, когда Возрождение достигло своего расцвета: в Станце делла Сеньятура – Афинская школа, Диспут и Парнас кисти Рафаэля, в Станце д' Элиодоро – его же Изгнание Элиодора, Освобождение апостола Петра из темницы, Месса в Больсене, а в Станце дель Инчендио – Пожар в Борго (завершена Джулио Романо и его помощниками) и Коронование Карла Великого папой Львом III. Дж.Романо вместе с другим учеником Рафаэля Дж.Ф.Пенни осуществил замысел Рафаэля по декорации самой большой из станц, Зала Костантина, фресками, воспроизводящими эпизоды из жизни императора Константина. В сводчатой галерее, или Лоджии Рафаэля, ученики и помощники Рафаэля по его рисункам расписали потолок сценами из Ветхого Завета (т.н. «Малой Библией Рафаэля». Впрочем некоторые историки искусства дают неадекватную оценку роли Рафаэля в декоративной системе Лоджий.

Из других ватиканских фресок отметим работы Фра Анджелико, воспроизводящие сцены из жизни святых Стефана и Лаврентия в капелле папы Николая V; покои папы Александра VI, известные как апартаменты Борджа, пышно расписанные Пинтуриккио сценами из священной истории и из языческих мифов; фрески из истории папства в Сала Реджа, созданные Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати и Федериго Дзуккаро и другими художниками. Фрески Ватиканской библиотеки, сюжеты которых частично навеяны росписями, обнаруженными во дворце императора Нерона; роспись потолка Зала Альдобрандинской свадьбы сценами из жизни Самсона, принадлежащая кисти Гвидо Рени, и фрески в капелле Сан-Бибиана, выполненные по заказу папы Урбана VIII живописцем 17 в. Пьетро да Кортона.

Замечательные произведения искусства экспонируются в музеях Ватикана. В Пинакотеке собрана богатая коллекция картин эпохи Возрождения и Барокко. Здесь имеется три шедевра Рафаэля: Мадонна из Фолиньо, Успение Богородицы и Преображение, а также множество гобеленов, созданных по эскизам Рафаэля для Сикстинской капеллы с изображением деяний апостолов. Из других выдающихся произведений живописи выделяются Святой Иеремия Леонардо да Винчи, Пиета Джованни Беллини, Положение во гроб Караваджо, Мученичество св. Эразма Пуссена и мастерски написанное Распятие апостола Петра Гвидо Рени.

Ватиканское собрание древностей – одно из лучших в мире. Помимо богатой коллекции малых форм римского искусства, включающей стекло, резную слоновую кость, бронзу и мозаику, здесь представлены замечательные образцы римской живописи из раскопок Помпей и Геркуланума. Самые ценные из них – т.н. Альдобрандинская свадьба и Одиссеевы пейзажи.

Ядро ватиканских собраний древностей составляет Музей Пио-Клементино, где демонстрируется большинство статуй, собранных римскими папами. Некоторые из них стояли на вилле императора Адриана близ Тиволи и во дворце императора Нерона. Они послужили исходными моделями для скульпторов эпохи Возрождения, вдохновлявшихся античным искусством. Наиболее знаменит восходящий к 1 в. до н.э. Бельведерский торс, который копировался целыми поколениями мастеров эпохи Возрождения. Такую же ценность представляют скульптурная группа Лаокон, которую Микеланджело считал шедевром, и статуя Аполлона Бельведерского (вероятнee всего, римская копия греческой бронзовой скульптуры 4 в. до н.э.), вызывавшая восхищение в эпоху Возрождения.

Музей Кьярамонти также обладает ценными археологическими коллекциями. В его галерее Лапидарио собрано множество древних надписей. В самом музее богато представлены римские статуи и особенно бюсты, в том числе прекрасный бюст Цицерона. Самые ценные в эстетическом отношении экспонаты сосредоточены в Браччо Нуово. Здесь выделяются Прима Порта Аугустус – лучшее из сохранившихся изображений первого римского императора; великолепную статую Нила, воплощающую традиции эллинизма (древний бог рек предстает в виде гиганта, облепленного ватагой детей); прекрасную римскую копию Дорифора (копьеносца) Поликлета.

Грегорианский музей посвящен египетскому и этрусскому искусству. Самые знаменитые сокровища этого музея – статуя бога Марса из Тоди (4 в. до н.э.) и прекрасно сохранившаяся гробница Реголини-Галасси (7 в. до н.э.).

Ватиканская библиотека насчитывает примерно 65 тыс. рукописей, 400 тыс. изданных томов, 100 тыс. географических карт и гравюр и свыше 100 тыс. единиц с автографами. В библиотеке действует выставка наиболее ценных и красиво оформленных изданий, хранящихся в Ватикане. Среди многочисленных старинных иллюстрированных книг имеются две рукописи 4 в. н.э. с поэтическими текстами Вергилия. Старинные рукописные тексты произведений Вергилия, Цицерона и Теренция служат первоисточниками для современных изданий этих авторов. Другие экспонаты библиотеки представляют собой авторские рукописи и письма таких известных деятелей Средневековья и Возрождения, как Фома Аквинский, Петрарка, Микеланджело, Рафаэль, Лютер и Генрих VIII; иллюстрации Боттичелли к Божественной комедии Данте; римский дневник Антонио да Сангалло; два шедевра византийского искусства – Свиток Джошуа Ролла и Менологион Василия II; а также целый ряд изданий Библии (самая ранняя из них напечатана в середине 15 в. Гутенбергом), включая экземпляры самого маленького и самого большого формата.

Ватиканские сады простираются к западу от Ватиканского дворца и ограничены крепостными стенами, возведенными разными папами начиная с эпох Возрождения и Барокко. В самой западной части садов находится летняя резиденция папы Льва XIII, где до 1936 располагалась Ватиканская обсерватория. Особо выделяется летняя резиденция папы Пия IV с красочными фресками внутри и изящной лепкой снаружи.

ЛИТЕРАТУРА

Музеи Ватикана. Рим. М., 1974
Красиков А.А. Ватикан: история и современность. М., 1991

"ВАТИКАН," STUDENTS.BY

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
25/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!