СВЕДЕНБОРГ, ЭМАНУЭЛЬ (Swedenborg, Emanuel) (1688–1772), шведский ученый, философ и теолог, чьи сочинения сформировали вероучительную основу сведенборгианам – Церкви Нового Иерусалима, или Новой церкви. Родился 29 января 1688 в Стокгольме в семье профессора теологии Упсальского университета, епископа Скары. Семья носила фамилию Сведберг, но когда отец, став епископом, был возведен в дворянское достоинство (1719), он взял фамилию Сведенборг.

Сведенборг учился в Упсальском университете, много путешествовал по Европе. Вначале его интересовало естествознание – физика, математика. В этой сфере он достиг впечатляющих успехов, а его познания в минералогии позволили ему стать асессором в Королевской горной коллегии (1716), и этот пост он занимал более 30 лет. Сведенборг написал множество важных научных работ и издавал научный журнал «Северный Дедал» («Daedalus hyperboreus»), посвященный вопросам механики и изобретательства.

В своих космогонических теориях и в области механики Сведенборг значительно опередил свое время и предсказал множество позднейших открытий; его теория туманностей предвосхитила гипотезы Канта и Лапласа. Он выдвинул также молекулярную теорию, развивал теорию космических атомов, основал науку кристаллографии, предложил способ определения географической долготы в открытом море по звездам, изобрел слуховой рожок для глухих, разработал механизм для транспортировки судов по земле, создал проекты пулемета, подводной лодки и летательного аппарата.

В 1743 Сведенборг ушел в мистицизм. В 1745 он опубликовал трактат Почитание Бога и любовь Бога, а в 1749 завершил восьмитомный труд Небесные тайны (Arcana coelestia). За этими работами последовали другие книги на теологические темы, из которых наибольшей известностью пользуется О небе, аде и мире духов (1758) и Объяснение Апокалипсиса (Apokalypsis revelata, 1766).

Сведенборг учил, что боговдохновенное Откровение, или Слово, содержится в некоторых (но не во всех) библейских книгах. Это Слово, однако, заключается не в общепринятом смысле записанного текста, но в более или менее скрытом духовном смысле.

Умер Сведенборг в Лондоне 29 марта 1772 и был похоронен в Шведской лютеранской церкви, но в 1908 по просьбе Шведского правительства его останки были торжественно перенесены в Швецию и захоронены в кафедральном соборе Упсалы.

29/03/2024