Вывести на печать

ОРИГЕН (ок. 185 – ок. 254), раннехристианский богослов и писатель, сын мученика Леонида. Родился в Александрии в Египте. Учился у Климента Александрийского, которого он, будучи 18 лет от роду, сменил в качестве главы Александрийской катехетической школы. Мучимый юношескими плотскими вожделениями, он, восприняв буквально слова евангелиста (Мф 19:12), оскопил себя. Около 231 Ориген вступил в конфликт с Димитрием, епископом Александрийским, приняв без его разрешения рукоположение во пресвитера в Кесарии Палестинской. Впоследствии Ориген жил и трудился в Кесарии. Во время гонений Деция был брошен в темницу и подвергнут пыткам. Вскоре после этого скончался в Тире.

Ориген был блестящим педагогом и плодовитым писателем. Его трактат О началах посвящен основам христианского вероучения и методу богословия. Знаменитые Гексаплы (названные так потому, что текст в них располагался в шести столбцах) представляли собой критическое издание еврейской Библии параллельно с основными ее греческими переводами. Обширный трактат Против Цельса – один из самых внушительных опытов защиты христианства перед лицом языческих оппонентов-философов. Он написал также сочинения О молитве и Увещание к мученичеству. К числу значительных сочинений Оригена принадлежат многочисленные толкования на библейские книги, многие из которых дошли лишь во фрагментах или в переводах на латинский язык.

Ориген дал мощный импульс развитию богословия древней церкви (в этом смысле с ним может сравниться разве что Августин). Он был в высшей степени оригинальным мыслителем, верным апостольской традиции, однако при этом отличался чрезмерной склонностью к аллегоризму в толкованиях Св. Писания и философствованию в «неоплатоническом» духе. Его методы, в особенности в сфере библейской экзегезы, оказали глубокое влияние на последующих христианских мыслителей.

После смерти Оригена связанная с его именем традиция, получившая название оригенизма, вызывала множество споров. В конце 4 в. вспыхнула ожесточенная полемика об ортодоксальности оригеновского учения, в которой Иероним занял враждебную Оригену позицию, а Руфин, некогда друг Иеронима, выступил в защиту оригенизма. В 543 император Юстиниан издал эдикт против «оригенизма», по его же инициативе был созван II Константинопольский собор (553), осудивший Оригена как еретика. Еретическим было признано прежде всего учение Оригена о предсуществовании душ и об «апокатастасисе», то есть о всеобщем «восстановлении», в котором души всех разумных существ после предварительного «очищения» (подобного тому, которое постулировалось в позднейшем католическом учении о «чистилище») непременно попадут на небеса.

Усилия Юстиниана привели к полной или частичной утрате оригеновских сочинений. В 20 в. историки и теологи вновь проявили значительный интерес к Оригену, и неоднократно высказывалось мнение, что осуждение его учения как еретического было необоснованным.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
19/05/2019

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!