Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
НЬЮМЕН, ДЖОН ГЕНРИ (Newman, John Henry) (18011890), английский кардинал, один из выдающихся религиозных мыслителей и литераторов 19 в. Родился 21 февраля 1801 в Лондоне в семье банкира. Его мать, происходившая из гугенотской семьи, привила ему любовь к Библии. В 1808 его отправили в школу доктора Николаса в Илинге; в школе воспитывалось 250 мальчиков. Ньюмен блестяще учился и в 15 лет считался лучшим учеником школы. У него еще «не сформировались религиозные убеждения», его привлекали независимость и скептицизм. От этих умонастроений его излечил один из учителей, У.Майерс, снабжавший его евангелической литературой; благодаря этим книгам в конце 1816 он пережил, по его словам, «великую перемену в мыслях». От своих учителей Ньюмен унаследовал также некоторые элементы кальвинизма, уверовав, что сам он предопределен ко спасению, однако через несколько лет он расстался с этой мыслью. В 1817 Ньюмен поступил в Тринити-колледж Оксфордского университета, где удостоился стипендии. Хотя по окончании колледжа он получил степень бакалавра без отличия, ему представилась возможность отличиться, когда он выставил свою кандидатуру на место преподавателя Ориэл-колледжа и в апреле 1822 получил эту должность. Его евангелические взгляды претерпели изменение под влиянием коллег-преподавателей. Особую заботу о нем проявлял Р.Уэйтли, позднее ставший протестантским архиепископом Дублина. Взгляды Ньюмена изменились также и благодаря опыту пастырской работы викарием в Оксфорде, ведь в 1824 Ньюмен стал священником Англиканской церкви. Многое узнав в Ориэл-колледже от сторонников либерального направления в церкви, он ощущал все большую склонность к т.н. Высокой церкви ( High Church), сблизившись с ее представителями Джоном Кеблом и Ричардом Фрудом.В 1828 Ньюмен был назначен викарием университетской церкви св. Девы Марии в Оксфорде и начал систематически изучать труды ранних отцов церкви, что завершилось в его работе Арианство четвертого века (The Arians of the Fourth Century, 1833). Вскоре его влияние распространилось за пределы Оксфорда, когда были опубликованы восемь томов Приходских и простых проповедей (Parochial and Plain Sermons, 18341843). Зимой 18321833 Ньюмен вместе с Р.Фрудом и его отцом отправился в путешествие по странам Средиземноморья. На Сицилии, куда он отправился один, он серьезно заболел и почувствовал, что ему «предстоит исполнить некий труд», а на пути домой сочинил гимн Веди, благостный свет (Lead, Kindly Light). Прибыв в Англию, он успел услышать проповедь Кебла о «национальном отступничестве», которая обозначила начало оксфордского движения, протеста против стремления государства реформировать Англиканскую церковь и контролировать ее деятельность. В сентябре 1833 Ньюмен приступил к изданию Трактатов для нашего времени, 24 из которых он написал сам; эти трактаты дали оксфордскому движению второе название трактарианское движение. В течение последующих семи лет он был духовным лидером исключительно успешной кампании: организовывал встречи, писал, беседовал с людьми. К нему присоединились Э.Пьюзи и многие другие деятели, объединенные стремлением «католицизировать» Церковь Англии, что вскоре породило оппозиционное движение со стороны протестантов, утверждавших, что трактарианство ведет прямиком в Рим. Ньюмен счел эти обвинения абсурдными и в Лекциях о пророческом служении (Lectures on the Prophetical Office, 1837) развил теорию via media («промежуточного пути»), согласно которой Англиканская церковь занимает промежуточное положение между порочными крайностями протестантизма и католицизма. Его Лекции об оправдании (Lectures on Justification, 1838) образец классического трактата о благодати.Смерть Фруда (1836) была тяжелым ударом для Ньюмена. В Остатках (Remains) Фруда, опубликованных Ньюменом и Кеблом в 1838, он продемонстрировал свое стремление к католическому идеалу святости. В последующие годы Ньюмен обнаружил, что многих из его молодых последователей логика их верований увлекает в направлении Рима. Тогда в 1841 он написал Трактат 90, доказывавший, что 39 статей англиканского вероисповедания не противоречат практически католическому учению. В 1842 он удалился в Литлмор (близ Оксфорда), где 25 сентября 1843 произнес свою последнюю проповедь как англиканин, названную Прощание с друзьями (The Parting of Friends), а через неделю ушел в отставку. В Литлморе он жил как мирянин и вел полумонашескую жизнь в узком кругу друзей. В работе Развитие христианского учение (The Development of Christian Church) он утверждал, что Католическая церковь росла подобно живому организму, в соответствии с определенным планом. 9 октября 1845 Ньюмен стал членом того, что он называл «единой церковью Искупителя».Через несколько месяцев Ньюмен покинул Литлмор, осенью 1846 прибыл в Рим, где поступил студентом в Коллегию ватиканской Конгрегации пропаганды веры. Он уже давно восхищался св. Филиппо Нери (15151595), основателем Конгрегации оратории, исполненным радости, ощущавшим нужды времени, не терпевшим фальши, и теперь решил организовать Конгрегацию оратории в Англии. В Оратории, члены которой не приносили монашеских обетов, он мог окружить себя друзьями и открыто высказывать свои мысли. 30 мая 1847 Ньюмен стал католическим священником, и после периода послушания в Риме основал 1 февраля 1848 английскую Ораторию в Меривейле (близ Бирмингема), куда переехал на следующий год. Несколько месяцев спустя он основал ораторианскую общину в Лондоне, однако из Бирмингема не уехал. В Лекциях о трудностях англиканства (Lectures on Anglican Difficulties, I, 1850) он призвал тех, кто еще сохранял верность трактарианскому движению последовать за ним в Рим, т.е. принять католичество. Его блестящие, полные юмора Лекции о современной позиции католиков (Lectures on the Present Position of Catholics, 1851) были ответом на враждебную протестантскую пропаганду, развернувшуюся после восстановления католической иерархии в Англии. Обвинения, брошенные им в Лекциях доктору Акилли, итальянскому монаху, ставшему протестантом и выступившему с лживыми наветами на католиков, привели к иску о клевете. И хотя Ньюмен был приговорен к штрафу, он одержал моральную победу и получил международную поддержку со стороны католиков. Тем временем Ньюмен принял предложение занять пост ректора университета для англоязычных католиков (Католический университет Ирландии), основанного ирландскими епископами в Дублине. В 1852 он прочитал там лекцию об университетском образовании (Идея университета, The Idea of a University), в которой на основе своего опыта пребывания в Оксфордском университете описал либеральное светское образование и его отношение к христианскому идеалу. Несмотря на недостаток студентов и трудности, которые создавал Каллен, архиепископ Дублинский, Ньюмену удалось собрать коллектив преподавателей и 300 студентов, построить университетскую церковь, основать медицинское училище. Однако в 1858 он был вынужден отказаться от своих замыслов, во-первых, из-за нежелания Каллена сотрудничать, а во-вторых, из-за того, что университет постепенно превращался в чисто ирландское учебное заведение. Наконец, в нем нуждалась его ораторианская община в Бирмингеме, а заботу о ней он считал своим главным долгом.Его ожидали дальнейшие разочарования. Кардинал Уайзман обратился к нему с просьбой перевести Библию, но уже после того, как Ньюмен собрал группу помощников, план был неожиданно отменен. Далее, по просьбе епископов он взял на себя руководство авторитетным католическим журналом «Странник» ( «The Rambler») либерального направления, чтобы вывести его из бедственного положения. И тут же на него поступил донос в Ватикан за о статью О консультировании верующего по вопросам вероучения (On consulting the faithful in matters of doctrine), в которой подчеркивалась важная роль мирян, которые всегда были в центре его внимания. Ради мирян он основал ораторианскую школу, и этот проект оказался весьма удачным.Ньюмен внезапно снова оказался весьма влиятельной фигурой, когда в 1864 подвергся нападкам со стороны Ч.Кингсли как человек, который не верит в «истину ради нее самой». У Ньюмена возник повод для написания «истории его религиозных мнений», Апологии своей жизни (Apologia pro Vita Sua), которая публиковалась раз в две недели летом 1864. Ньюмен снова мог надеяться, что приобрел влияние, и когда его епископ (Аллоторн) пригласил его возглавить католический приход в Оксфорде, он предложил основать там ораторианскую общину. Несмотря на поддержку Аллоторна, все планы Ньюмена, связанные с возвращением в Оксфорд, потерпели неудачу из-за противодействия ультрамонтанских противников «смешанного образования», во главе которых стоял будущий кардинал Маннинг, которого явно не устраивала перспектива присутствия Ньюмена в Оксфорде. Только после смерти Маннинга английские католики смогли получать настоящее высшее образование и беспрепятственно поступать в университеты Оксфорда и Кембриджа.В 1865 Ньюмен написал драматическую поэму Сон Геронтия (The Dream of Gerontius), а в следующем году Послание к Пьюзи (Letter to Pusey, Difficulties of Anglicans, II). Пьюзи, в своем Ирениконе о единстве церквей, полагал, что крайние взгляды ультрамонтанов отца Фабера, У.Уорда, Маннинга и других отражают католическое учение о непогрешимости папы и почитании Пресвятой Девы. В своем Послании Ньюмен останавливается только на второй теме, причем в стиле, который привел в восторг его английских собратьев по католической вере. В 1875 он опубликовал Послание герцогу Норфолкскому (Letter to the Duke of Norfolk, Difficulties of Anglicans, II), в ответ на обвинение Гладстона, будто догмат о папской непогрешимости, провозглашенный на Ватиканском соборе (1870) подрывает лояльность католиков к государству. Послание герцогу Норфолкскому , которое Ньюмен сочинил в 74-летнем возрасте, отличается силой и прекрасным литературным стилем, присущим всем его работам. В Эссе в помощь грамматике согласия (An Essay in Aid of a Grammar of Assent, 1870) он определенно высказался по поводу основания веры и права рядового человека быть уверенным в истинах, в которых он не в состоянии окончательно удостовериться. В этом эссе он поднимает темы, которые уже разбирались в Оксфордских университетских проповедях (Oxford University Sermons, 1843) и касались того, насколько важно прислушиваться к совести для постижения истины.В 1878 оксфордский Тринити-колледж, в котором некогда преподавал Ньюмен, присвоил ему степень почетного преподавателя, а в 1879, по ходатайству английских католиков-мирян, папа Лев XIII сделал его кардиналом. Согласно особой привилегии, ему было позволено остаться в его Оратории в Бирмингеме, для руководства растущей общиной. Английские католики, за немногим исключением, уже давно видели в нем своего лидера, а некатоликам он импонировал своей умеренностью и бесстрашной честностью. Когда он умер (это случилось 11 августа 1890), в газетах всех направлений его стали прославлять как святого. «Лондон Таймс» писала: «Канонизирует ли его Рим или нет, он будет причислен к лику святых в сознании тысяч верующих людей, к какому бы вероисповеданию они ни относились».Нельзя не упомянуть труды Ньюмена по истории и литературные произведения: Исторические наброски (Historical Sketches, собраны в 1872), Потеря и находка (Loss and Gain, 1848) и Каллиста (Callista, 1855). В 1891 Анна Мозли издала Переписку Дж.Г.Ньюмена (Letters and Correspondence of J.H.Newman), в 1917 бирмингемская Оратория опубликовала Переписку Джона Генри Ньюмена с Джоном Кеблом и другими за 18391845 (Correspondence of John Henry Newman with John Keble and Others, 18391845). Посмертно изданные работы включают Размышления и молитвы (Meditations and Devotion's, 1893) и Автобиографические сочинения (Autobiographical Writings, 1956).
|
|