Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
СИМВОЛИСТЫ, группа французских поэтов конца 19 в., в которую входили Ст.Малларме, Ж.Лафорг, Г.Кан, Фр.Вьеле-Гриффен, С.Меррил, Ж.Мореас, П.Фор, М.Метерлинк, Р.де Гурмон, Э.Верхарн, А.де Ренье, А.Самэн, Р.Гиль, Фр.Жамм и другие. К предтечам этого направления иногда относят А.Рембо и П.Верлена, а к прямым его наследникам среди поэтов 20 в. П.Валери и П.Клоделя. Подобно импрессионизму в живописи, символизм был попыткой отойти от общепринятых схем и правил и передать в произведении искусства существенные черты самой реальности. Валери писал, что символизм «сводится к общему для многих поэтических семейств (причем семейств враждующих) стремлению „забрать у Музыки свое добро”» (рус. перевод В.Козового). В число обычных для поэтов-символистов приемов входят и перенос в поэзию живописных и музыкальных эффектов, и комбинация средств воздействия на разные чувства, и использование абстрактных понятий в конкретном смысле или конкретных существительных в качестве эпитетов. Все эти эксперименты питала вера в превосходство искусства над всеми прочими способами познания и связанная с этой верой идея, общая для многих систем идеалистической философии: за видимым миром скрывается подлинный, который стал бы доступен человеку, если бы между восприятиями разных органов чувств была установлена система «соответствий».После 1900 идеи и стиль символистов подвергались резкой критике, часто незаслуженной, поскольку со времен Возрождения ни одна литературная школа не сделала так много для обогащения технических средств стиха и для расширения поэтического лексикона. Литературные эксперименты символистов сохраняют свое значение до сих пор. Самым влиятельным оказался «свободный стих» (верлибр) итог долгого процесса распада традиционных форм, ставший в руках символистов едва ли не центральной формой французской и европейской поэзии. Самым ярким представителем символизма в драматургии был Метерлинк, пытавшийся возродить поэтическую драму. В прозе блестящим эпилогом символистской эпохи можно считать цикл М.Пруста.
|
|