Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
АВТОБИОГРАФИЯ (греч. auts сам, bos жизнь, grpho пишу), форма биографии, где главным героем является автор; обычно пишется от первого лица и охватывает большую (или самую важную) часть его жизни. Автобиографическая установка, если рассматривать ее в исторической перспективе, гораздо более характерна для Нового времени, нежели для эпохи античности. Быть может, истоки самоанализа следует искать даже не в античной литературе, а в ветхозаветных псалмах, книгах пророков и новозаветных посланиях. Но автобиография это не просто самоанализ, ей требуется определенная повествовательная форма. В развитии автобиографии как таковой четко прослеживаются четыре (не следующие непосредственно друг за другом) периода: они совпадают с эпохами потрясений и переворотов. В подобных обстоятельствах отдельные личности испытывали острую потребность в самовыражении и создавали выдающиеся произведения, тем самым создавая жанр автобиографии. Один из таких конфликтных периодов пришелся на эпоху крушения античного мира, и первым великим автобиографом был св. Августин. После Августина вплоть до эпохи Возрождения и Реформации не было создано ни одной значительной автобиографии. Жанр автобиографии поднялся на новую ступень главным образом благодаря Бенвенуто Челлини (15001571; Жизнь Бенвенуто...), Дж.Кардано (15011576; О моей жизни) и М.Монтеню. Если св. Августин описывал главным образом свой внутренний мир, то Челлини сосредоточен на мире внешнем. Кардано и Монтень интересных историй не рассказывают, зато оба первоклассные мастера психологического автопортрета. Кардано классифицирует все человеческие качества, а потом описывает, как каждое из них преломляется в его собственном характере. Повествование Монтеня лишено системы, но отличается превосходными характеристиками. Из автобиографов этого второго периода следует также упомянуть Эразма Роттердамского, Р.Грина и Дж.Беньяна.Третий период расцвета автобиографического жанра был связан с веком Просвещения. Типичный автор этого периода Ж.Ж.Руссо. В Исповеди и других автобиографических сочинениях (Прогулки одинокого мечтателя, 1802) он описывает себя без всяких прикрас и пускается в откровения, граничащие с эксгибиционизмом. Создателями наиболее известных автобиографических сочинений этого и следующего веков были Б.Франклин, К.Гольдони, Дж.Казанова, Эд.Гиббон, И.В.Гёте, Шатобриан, В.Скотт, Анри Бейль (Стендаль), Ли Хант, Т.Де Куинси, А.Ламартин, Дж.Г.Ньюмен, Г.Берлиоз, Жорж Санд, Дж.С.Милль, Ч.Дарвин, А.Герцен, А.Троллоп, Г.Торо, Д.Рескин, Э.Ренан, Л.Толстой и Ф.Ницше.С началом 20 в. автобиография вступает в четвертый период своего развития. Новые открытия в области психологии заставляли задуматься о сложности человеческой личности, в том числе о бессознательных механизмах психической деятельности. Появились конкурирующие идеологии, и их соперничество выливалось уже не в «войны» идей, но в войны в буквальном смысле этого слова и в масштабах, превосходивших все прошлые конфликты. Неудивительно, что в 20 в. было написано больше автобиографий, чем за все предыдущие эпохи вместе взятые. Однако было бы затруднительно выделить какую-то одну из них как типичную для своей эпохи. К числу лучших автобиографов 20 в. можно отнести Г.Адамса, Г.К.Честертона, Т.Драйзера, Х.Эллиса, А.Жида, Эд.Госса, М.Горького, Г.Джеймса, Марка Твена, Г.Дж.Уэллса, У.Б.Йитса и Ж.П.Сартра. Если рассматривать автобиографический жанр более с литературной, нежели с исторической точки зрения, в нем можно выделить ряд составляющих. Автобиографии различаются, во-первых, по соотношению физических и «ментальных» событий по тому, сколько места отводится, с одной стороны, поступкам, наблюдениям и окружению автора, а с другой его мыслям и переживаниям. Во-вторых, автобиографии различаются по разнообразию и широте затронутых в них проблем, что, в свою очередь, зависит от возможностей и жизненного опыта автора, от характера его интересов и кругозора. В-третьих, имеются еще различия морального свойства, частично обусловленные некоторыми дополнительными факторами: «активностью» и надежностью памяти автобиографа, его честностью и объективностью, откровенностью, с которой он рассказывает о себе или выносит те или иные оценки. Наконец, автобиографии различаются по своим художественным достоинствам по тому умению, с каким автор отбирает самое важное, организует материал, оценивает взаимосвязи причин и следствий и выявляет единый план за многообразием жизненных явлений. Цель автобиографии представить жизнь (или какую-то ее часть) как некое целое, когда описываемые события отделены от настоящего неким временным промежутком и автор может отнестись к ним более или менее беспристрастно, а сами события успели приобрести в его глазах большую или меньшую осмысленность. Следовательно, автобиография отличается от дневника, день за днем фиксирующего факты и впечатления. Она отличается также и от воспоминаний (хотя их часто путают), потому что представляет собой личную историю автора, в то время как мемуары историю событий, в той или иной степени затрагивающих все общество. Хотя жанр автобиографии обычно считают прозаическим, по крайней мере один его прославленный образец, Прелюдия У.Вордсворта, завершенная в 1805, имеет форму поэмы. Вообще автобиографические мотивы (скрыто или явно) встречаются в поэзии не так уж редко: достаточно вспомнить Сатиры и Послания Горация, Новую жизнь Данте, Паломничество Чайльд Гарольда Дж.Байрона, In Memoriam А.Теннисона. Те же мотивы часто присутствуют в эссеистике у Ч.Лэма, У.Хэзлитта, Р.Л.Стивенсона и других авторов. Более того, даже личное письмо в сущности, автобиографический «анекдот» и комментарии к нему (правда, столь же фрагментарные, как дневниковая запись). Показательны в этом отношении письма Х.Уолпола и Вирджинии Вулф.Иногда в форму автобиографии облекались вымышленные истории Робинзон Крузо Д.Дефо, Путешествия Гулливера Дж.Свифта, Похождения Жиля Блаза А.Р.Лесажа, Приключения Родерика Рэндома Т.Смоллетта, Роб Рой В.Скотта, История Генри Эсмонда У.М.Теккерея и многие другие книги. Но столь же часто происходило обратное: романисты заставляли своих героев пройти через испытания, повторявшие их собственный жизненный опыт. Наиболее известные примеры такого рода Амелия Г.Филдинга, Дэвид Копперфилд Ч.Диккенса, Адольф Б.Констана, Она и он и другие романы Жорж Санд, Джен Эйр Шарлотты Бронте, все романы Л.Толстого, В поисках утраченного времени М.Пруста, Сыновья и любовники Д.Г.Лоренса и Бремя страстей человеческих У.С.Моэма.
|
|