ИРЛАНДСКАЯ РЕСПУБЛИКА, 
ИРЛАНДСКАЯ РЕСПУБЛИКА, Ирландия, государство, занимающее примерно 83% площади острова Ирландия. Включает 26 графств, входящих в состав исторических провинций Ирландии Ленстера, Манстера и Коннахта, а также 3 графства (Каван, Донегол и Монахан), относящиеся к провинции Ольстер. В политическом отношении с 1921 отделено от шести остальных графств провинции Ольстер, составляющих Северную Ирландию, которая получила местное самоуправление в 1922. С 1922 по 1949 Ирландия входила в Британское Содружество наций. До 1937 официально называлась Ирландское свободное государство, с 1937 по 1949 – Эйре. В 1949 была провозглашена Ирландская Республика, и связь с Британским содружеством прекратилась. Столица – город Дублин.

НАСЕЛЕНИЕ

Демография. Население Ирландии в 1996 составляло 3626 тыс. человек. Плотность населения – 52 человек на 1 кв. км. Свыше ста лет с 1845 население Ирландии неуклонно сокращалось. В 1845 в Ирландии проживало почти 8,5 млн. человек, в 1851 – ок. 6,5 млн., и убыль отмечалась во всех четырех провинциях страны. Столь резкое и продолжительное сокращение населения было в основном связано с массовой эмиграцией из-за угрозы голода, обусловленной неурожаями картофеля в 1845–1847 и сопутствовавшими эпидемическими болезнями. Первая крупная волна миграции доведенных до отчаяния людей в 1840–1850-х годах спала, но постоянный отток ирландских эмигрантов в США, Канаду и Австралию не прекратился, еще большие масштабы приобрела миграция в Британию. Ирландцы стали уезжать не только в поисках работы, но и стремясь избежать притеснений, которым веками подвергались католики в Ирландии. В 1911 население этой страны сократилось до 4,4 млн. В последующий период население 26 графств Ирландской Республики продолжало уменьшаться; самой низкой отметки, 2,82 млн. человек, оно достигло в 1961. После этого население стало прибывать и достигло в 1996 3,63 млн. человек. Продолжительность жизни повысилась с 1926 по 1991 с 57,4 лет до 72,3 лет для мужчин и с 57,9 до 77,9 лет для женщин. Вдобавок в 1960–1970-х годах пошла на убыль эмиграция. Фактически, прибавление населения было самым значительным в 1971–1979 и затем вновь в 1991–1996, поскольку в эти периоды многие эмигранты вернулись на родину. В 1996 11% населения жили за рубежом по крайней мере год, 75% в Британии, 9% в других странах Европейского Союза и 7% в США. Как и в других развитых странах, экономическая модернизация и урбанизация вызывает изменения в структуре ирландского населения. Доля городского населения постоянно увеличивается, и в 1996 58% населения страны составляли горожане. Продолжительность жизни увеличилась, но прирост населения с 1961 замедлился. В 1971–1979 средний годовой прирост населения составлял 1,5%, но в 1981–1989 он упал до 0,9%, а в 1990–1995 – 0,5%. Показатель фертильности оценивается только в 1,9 в 1995–2000, что ниже показателя естественного воспроизводства (2,1). В стране растет число самоубийств.

Язык. Гаэльский язык, относящийся к группе кельтских языков, провозглашен государственным языком Ирландской Республики. Вторым официальным языком является английский. Фактически, именно последний и является преобладающим. Ирландский язык является обязательным предметом в большинстве школ, однако вплоть до 1970-х годов он не входил в число обязательных на выпускных экзаменах в школе и его знание не являлось условием принятия на государственную службу. На нем редко говорят в парламенте. Правительство проводит политику поддержки ирландского языка в гаэлоязычных областях юга и запада Ирландии. Существуют радио- и телевещание на ирландском языке.

Религия. Первая перепись населения в 1926 показала, что 92,6% ирландцев католики, 5,5% принадлежат к Ирландской протестантской церкви и 2% – к другим религиям или протестантским деноминациям. В 1991 91,6% были католиками, 2,5% принадлежали к Ирландской церкви, остальные религии и деноминации охватывали только 0,9%. Не придерживались ни одной религии 3,3%. Обе ирландские конституции (1922 и 1937) гарантировали свободу совести, и всегда существовала полная свобода вероисповедания, не допускавшая религиозной дискриминации. Более того, два раза президентами Ирландии становились протестанты (Дуглас Хайд, 1938–1945; Эрскин Чайлдерс, 1973–1974). Тем не менее ирландская конституция 1937 и общее ирландское право отражают религиозные ценности католического большинства. Например, статья 41.1 конституции, отмененная в 1955, запрещала разводы. Статья 42, признающая право родителей выбирать для своих детей образовательные учреждения и следить за процессом образования, подразумевает государственную поддержку католической системы школьного образования, которое получают большинство детей. До отмены решением суда в 1973 законом запрещалось использование контрацептивов.

Ирландия остается одной из самых религиозных стран Европы, поддерживающей миссионерскую деятельность во всем мире, однако все большее развитие получает внецерковный образ жизни. При согласии самой католической церкви референдумом 1972 из конституции был изъят пункт, признававший особую роль католической церкви в Ирландии. Поправка 1992 разрешила ирландским женщинам выезжать за рубеж, чтобы сделать аборт; другая поправка, с трудом принятая в 1995, разрешала разводы. Число людей, считающих себя верующими, резко упало за последние 30 лет; еженедельное посещение мессы упало с 91% до 60% в период между 1973 и 1998, особенно среди молодежи. Еще одним признаком секуляризации является то, что в 1996 почти каждый четвертый ребенок был рожден вне брака (в 5 раз больше, чем в 1980). Количество разводов и отказов от совместной жизни также выросло на 135,7% в период между 1986 и 1996, а в 1991–1996 число семей с одним родителем возросло на 15%. Эти данные говорят об ослаблении влияния католической церкви.

Города. По данным переписи 1996, почти одна четвертая населения Ирландии, 952 692 человек, проживала в Дублине. Дублин – центр торговой, политической и общественной жизни страны. Второй по значению город, Корк, населяют 179 954 жителей, и другие города еще меньше: Лимерик (79 137), Уотерфорд (44 155) и Дандолк (30 195). В Дублине самая высокая плотность населения в стране, 4098 человек на 1 кв. км. Имеется тенденция к миграции из сельских районов в города. Так, население Дублина увеличилось на 23 602 человека в 1991–1996.

Женщины в Ирландии. В последние годы произошло изменение в статусе ирландских женщин. Конституция 1937, подтвердившая положение католической церкви, признала особое место женщин в государстве, связанное с их ролью в семье, однако весьма трудной задачей оказалось уравнение их в правах с мужчинами в общественной жизни. Женщины-учителя не могли выходить замуж вплоть до 1958, а женщины-администраторы – вплоть до 1973. Женщины всегда имели избирательные права, однако были слабо представлены в общественной жизни. Ни одна женщина никогда не была министром вплоть до 1979. Изменения произошли в результате экономической модернизации Ирландии после 1958 и деятельности движений за равноправие женщин в 1960-х годах. Под давлением этих факторов правительство образовало Совет по положению женщин в 1973 и ввело принцип равной оплаты труда для мужчин и женщин в 1974. В 1977 дискриминация при приеме на работу была причислена к разряду правонарушений. К 1997 число женщин в палате представителей составляло 24 человека, или 14,5% от всего количества членов против 7% в 1989. Возросло и представительство женщин в государственных органах – с 8,7% в 1971 до 35% в 1997. Женщины стали все больше включаться в производственную деятельность. В 1997 число занятых женщин составило 39%, а число занятых замужних женщин – 37%. Изменение в положении женщин явилось также результатом успешных разбирательств в суде. Одно из них привело к легализации торговли контрацептивами в 1979. Суды часто прибегали к международному праву, и одна из наиболее профессиональных юристов, участвовавших в этом процессе, Мэри Робинсон, была избрана президентом Ирландии (1990–1997). Она ушла в отставку в 1997 и стала специальным уполномоченным по правам человека при ООН. Ее преемница, Мэри Макализ (Mary McAleese), также является адвокатом по делам женщин. В ходе президентских выборов 1997 все три главные партии назвали в качестве своих кандидатов женщин.

ГОСУДАРСТВО, ПОЛИТИКА И ПРАВО

Президент. Ирландия – унитарное государство с парламентской формой правления. Главой государства является президент, избираемый на семь лет прямым голосованием. Президент может оставаться на своем посту не более двух сроков подряд. Президентское кресло оспаривают различные политические партии, однако после избрания президент обязан встать над партийными пристрастиями и интересами. Президент подписывает и обнародует законы, исполняет обязанности главнокомандующего и назначает правительственных чиновников, однако по конституции делает это, консультируясь с другими институтами власти – премьер-министром, правительством в целом или парламентом. В двух важных вопросах президент пользуется исключительными полномочиями. Во-первых, он может предложить билль на рассмотрение Верховного суда с целью проверки его соответствия конституции. Во-вторых, он может отказать премьер-министру в роспуске парламента, если тот потерял поддержку большинства в нижней палате. Из восьми президентов Ирландии шесть были членами Фианна файл, самой большой партии в государстве. Исключение составили Дуглас Хайд (1937–1944), выдающийся деятель националистического толка, и Мэри Робинсон (1992–1997), которую поддерживали лейбористы. Президент Робинсон явилась первым президентом-женщиной, вторым президентом-женщиной стала ее преемница, Мэри Макализ, член партии Фианна файл.

Правительство. Главой правительства является премьер-министр. Премьер-министр назначается президентом по представлению большинства ирландской палаты представителей и уходит в отставку, потеряв поддержку этого большинства. Президент назначает других членов правительства по представлению премьер-министра. Министерств обычно 17, хотя по конституции «полных» министров должно быть 15. Закон разрешает также назначение 17 государственных, или младших, министров. Необходимость избрания правительства и его поддержки большинством в парламенте привела к высокой дисциплине парламентских фракций, а правительство, состоящее из лидеров партий, способно контролировать деятельность парламента, опираясь на эту дисциплину. Гражданские службы отвечают перед правительством; чиновники проходят через процедуру открытых для публичного контроля экзаменов.

Парламент. Парламент состоит из двух палат. Нижняя – палата представителей, состоит из 166 членов, избираемых в результате всеобщих выборов всеми взрослыми мужчинами и женщинами, достигшими 18 лет. Выборы проходят по системе пропорционального представительства. Максимальный срок деятельности парламента 5 лет, однако он может быть распущен по указанию премьер-министра. Верхняя палата – сенат, состоит из 60 членов, которые должны быть избраны в течение 90 дней после выборов в нижнюю палату. 43 избираются нижней палатой и членами местных советов. 6 избираются Тринити-колледжем Дублинского университета и Национальным университетом Ирландии. 11 называются премьер-министром. В выборах участвуют политические партии, и с помощью 11 номинантов премьер-министра правительство всегда может рассчитывать на большинство в сенате. Палата представителей имеет приоритет в законодательстве. Например, правительство предлагает бюджет в палате. У сената есть 30 дней, чтобы дать свои замечания по бюджету, однако он не вправе его изменять или отвергать. Другие законодательные документы могут в принципе предлагаться в палате представителей или сенате, но на практике почти все билли проходят палату представителей. У сената есть 90 дней для того, чтобы отвергнуть или изменить билль, одобренный палатой представителей, которая затем может голосованием преодолеть мнение сената. В сенат могут входить только два члена правительства, причем среди них не должно быть премьер-министра, заместителя премьер-министра или министра финансов.

Местное управление. Ирландия является унитарным государством, и местное управление действует согласно полномочиям, которыми его наделяет парламент. Все местные советы являются выборными органами. В стране 34 графств или округов графств (главных городов), 49 советов городских округов и 30 муниципалитетов. Главными задачами местных органов являются поддержание жилищного фонда, дорог и дорожного движения, обеспечение районов водой и весенний сев, защита окружающей среды, планирование и развитие городов и местностей, организация досуга. Центральное правительство является главным источником средств, выделяемых местным органам власти, к этим деньгам прибавляются суммы, полученные за счет местного налогообложения и предоставляемых услуг.

Политические партии. Основными партиями являются Фине гаэл, Фианна файл и Лейбористская партия, однако выборы по системе пропорционального представительства позволяют завоевывать места в парламенте и весьма малочисленным партиям и независимым кандидатам. Фианна файл является крупнейшей партией в стране. Она была основана республиканцем, выступавшим против договора 1921, Имоном де Валера, в 1926 и впервые получила места в парламента в 1927. Партия сформировала свое первое правительство в 1932 при поддержке лейбористов и впоследствии участвовало в работе 14 однопартийных и 2 коалиционных правительств. Фианна файл традиционно занимала радикальные позиции по вопросу об объединении Ирландии, однако в последние годы несколько смягчила свои взгляды. Де Валера являлся главой партии вплоть до 1959. Его желание защитить ирландскую национальную самобытность вынуждало его вести политику культурной и экономической самодостаточности, однако все изменилось в 1960-х годах после того, как ему на смену в качестве лидера партии пришел Шон Лемасс. Фианна файл теперь выступает за Европейский Союз и свободную торговлю, а также приветствует иностранные инвестиции. Партия занимала неизменно консервативные позиции по вопросам экономической политики, но выражала свою поддержку бедных слоев общества.

Фине гаэл выросла из партии, выступавшей за договор (Куманн на нГаэдхал) и проводившей формирование правительств с 1922 по 1932. Впоследствии она входила в качестве ведущей партии в семь коалиционных правительств. Вначале Фине гаэл считалась выразительницей интересов крупного фермерства и квалифицированных рабочих, однако в 1960-х выступила под знаменами социального прогресса. Благодаря этому она выступила как ведущая партия трех коалиционных правительств с лейбористами в качестве левого крыла. По экономическим вопросам ее позиция отличалась консерватизмом, что привело к распаду коалиции с лейбористами в 1987. Фине гаэл менее радикальна, чем Фианна файл, по вопросу об объединении Ирландии, занимает более умеренные протекционистские позиции в экономической политике и более склонна к культурному плюрализму. Фине гаэл – главная сторонница в Ирландии Европейского Союза. На выборах 1997 она получила 43 места в парламенте.

Ирландская Лейбористская партия была основана в 1912 лидерами тред-юнионов. Она не участвовала в выборах в 1918–1921, опасаясь подорвать единство кампании националистов. Когда в мае 1922 лейбористы начали предлагать своих кандидатов, они обнаружили, что главными вопросами ирландской политики являются англо-ирландский договор (1921) и гражданская война (1922–1923), а вовсе не проблемы классовой борьбы. Лейбористская партия вызывала враждебное отношение католической церкви, которая выступала против социализма, трудности лейбористов были обусловлены и малым числом ирландского пролетариата. Лейбористы неизменно занимали третье место на ирландских выборах начиная с 1927, однако участвовали в семи коалиционных правительствах, обычно совместно с Фине гаэл и один раз с Фианна файл. Лейбористы – социал-демократическая партия, она привержена идеям социальной справедливости и общественного благосостояния, но не поддерживает концепцию обобществления производства. В блоке с ней выступают 12 профсоюзов, представляющих около половины всех членов ирландских тред-юнионов. Лейбористская партия никогда не формировала правительства, однако поддерживаемый ею кандидат, Мэри Робинсон, победила на президентских выборах 1992. Партия имела наибольший успех в 1992, получив 33 места на выборах в парламент. Она получила 17 мест на выборах 1997. В 1998 лейбористы объединились с небольшой Демократической левой партией.

Мелкие партии возникают и исчезают в Ирландии, но в последние годы две партии, основанные в 1985, участвовали в коалиционных правительствах. Демократические левые объединились с Фине гаэл и лейбористами в коалицию в 1994–1997 и получили 4 мест на всеобщих выборах 1997. В 1998 они объединились с Лейбористской партией. Прогрессивно-демократическая партия привержена идеям экономического консерватизма и либерализма, она объединилась в коалицию с Фианна файл в 1993–1994 и в 1997. Она получила также четыре места в парламенте на всеобщих выборах 1997. Среди других партий, избранных в палату представителей в 1997, числятся «Зеленый альянс» (партия защитников окружающей среды), получившая два места, и Шин фейн, радикальная партия, выступающая за единую Ирландию, которая получила одно место.

Правовая система. Ирландская правовая система основана на британском праве, как общем, так и статутном. Ирландское конституционное право и статутное право были добавлены после 1922. Ирландия находится также в сфере действия законов Европейского экономического сообщества с 1973. Незначительные гражданские и уголовные дела рассматриваются в 23 окружных судах. Более серьезные вопросы решаются в восьми судах суммарной юрисдикции или Высоким судом, который также рассматривает апелляции по гражданским делам, разбираемых судами первой инстанции. Апелляции по уголовным делам слушаются в суде по уголовным апелляциям, который состоит из судей Высокого суда и Верховного суда. Верховный суд является судом окончательной инстанции, рассматривающий апелляции по делам общего права и в вопросах конституционного порядка. Он определяет также, соответствуют ли конституции билли, направляемые ему президентом. Все судьи назначаются президентом по представлению правительства. Уголовные дела и многие гражданские дела слушаются судами присяжных. Солиситоры ведут дела в окружных судах и занимаются внесудебной юридической практикой. Барристеры, специализирующие исключительно на судебных процессах, занимаются ведением дел в судах последней инстанции.

Вооруженные силы. Ирландия обладает весьма скромными вооруженными силами оборонительного значения, на содержание которых уходит 1,3% ВВП. В них служат около 30 тыс. человек, включая резервистов. Служба является добровольной, в ряды вооруженных сил принимаются лица, достигшие 18 лет, и минимальный срок службы составляет 5 лет в активном режиме и 7 лет в резерве. Сухопутные силы составляют 10 900, ВВС – 1000, ВМС – 1100 человек. Никогда не участвовавшие в войнах на стороне Ирландии, ирландские вооруженные силы принимали участие в миротворческих акциях ООН во многих странах мира. Президент является верховным главнокомандующим, но действует только на основе консультаций с правительством.

Международные отношения. Ирландия имеет посольства и консульства в 98 странах, поддерживает семь международных организаций и Палестинское общество. На первом этапе в международных отношениях Ирландии доминировали проблемы, связанные с Соединенным Королевством. Соединенное Королевство отказалось передать Северную Ирландию Ирландскому свободному государству. Оно также предложило Ирландии статус доминиона в рамках Британского Содружества наций. В течение 1920-х годов Ирландия совместно с другими доминионами пыталась переопределить этот статус, и по Вестминстерскому статуту 1931 Соединенное Королевство признало безоговорочную независимость всех государств, входивших в Содружество. В 1936 Ирландия воспользовалась своей свободой и устранило все упоминания о британской короне из конституции, так что новая конституция 1937 носила полностью республиканский характер. Чтобы сохранить минимальные отношения с Содружеством и разрешить вопрос о Северной Ирландии, Ирландия приняла Акт о внешних отношениях 1936, по которому король мог формально действовать от имени Ирландии в международных делах. Этот акт был отозван в 1949, когда Ирландия объявила себя республикой и вышла из Содружества. В ответ Соединенное Королевство подтвердило, что не будет изменять конституционный статус Северной Ирландии без согласия населения Севера, но согласилось разрешить ирландским работникам свободный въезд в Великобританию и предоставить им гарантии политических прав.

Первые годы ирландского государства отличались напряженными экономическими отношениями между Ирландией и Соединенным Королевством. В 1933 ирландское правительство отказалось от определенных выплат Соединенному Королевству, записанных в договоре, и это привело к таможенной войне, которая серьезно подорвала ирландскую торговлю. Конфликт завершился соглашением 1938 о единовременной выплате Великобритании 10 млн. фунтов. Соединенное Королевство согласилось также отозвать свои права, записанные в англо-ирландском договоре 1921, на размещение военных баз в Ирландии.

Во время Второй мировой войны Ирландия сохраняла нейтралитет, прежде всего в знак протеста против оккупации Соединенным Королевством Северной Ирландии. После войны Ирландия продолжала воздерживаться от военных альянсов и не подписала Североатлантический договор 1949.

В 1923 она присоединилась к Лиге наций и председательствовала на Совете Лиги в 1932. Ирландия стала членом ООН в 1955 и активно участвовала в ее миротворческой деятельности. В 1998 она потратила 0,32% от ВНП на помощь слаборазвитым странам. Ирландия присоединилась к Европейскому Союзу в 1992 и выступает за укрепление Союза, в частности за введение единой валюты. Вступление в ЕС способствовало улучшению отношений с Соединенным Королевством. Страны сотрудничали начиная с 1970-х в деле налаживания мирной жизни в Северной Ирландии, основанном на уважении культурных особенностей католического и протестантского сообществ.

ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

Образование. В Ирландии обязательным является начальное и среднее образование, которые в общественном секторе бесплатны. Дети учатся восемь лет в начальной школе и шесть лет в средней школе. Успешная сдача выпускных экзаменов означает возможность продолжить учебу в высших учебных заведениях. Большинство начальных школ финансируется государством, хотя церковь на местах принимает активное участие в управлении школьными делами. Вплоть до 1960-х годов среднее образование носило частный характер, было по большей части религиозным и как правило недоступным для бедных слоев общества. С того времени благодаря реформам у бедных появилась возможность продолжать образование в средней школе. В 1966 государство ввело бесплатное среднее образование, и в дополнение к частным были открыты новые государственные средние школы.

В Ирландии действуют 9 университетов, все они пользуются поддержкой государства. Старейшим является Дублинский университет (Тринити-колледж), основанный в 1591 королевой Елизаветой I. Иерархи католической церкви рассматривали его как протестантское учреждение и запрещали католикам поступать в него с 1954 по 1970, хотя многим католикам удалось обойти этот запрет. Национальный университет Ирландии был основан в 1908 как федерация колледжей. Он управляется центральным Советом, который одобряет академические программы и следит за их выполнением, однако во всем остальном составляющие его колледжи организованы на принципах самоуправления. Членами этой университетской федерации являются учебные заведения в Корке, Дублине, Голуэе и Мейнуте. Национальный университет Ирландии в Мейнуте является также католической семинарией. Среди новых университетов – Дублинский городской университет (1980) и университет Лимерика (1989). Прием в студенты носит конкурсный характер и производится на основании оценок, полученных на выпускных экзаменах в школе. В Ирландии имеется 13 техникумов, а также ряд педагогических колледжей. Ведущее научное учреждение – Королевская Ирландская академия, которая занимается финансированием научных исследований во всех областях знания. Дублинский институт высших исследований также поддерживает исследования в нескольких областях науки. В стране имеются Королевская Ирландская академия искусств и Королевская Ирландская академия музыки.

Литература и искусство. В 1998 правительство выделило на развитие искусств около 33 млн. фунтов. Большая часть этих средств были распределены между группами художников и проектами Ирландского Совета по искусствам. В дополнение к этому в проектах участвуют фонды Европейского Союза.

Ирландия располагает богатой традицией поэзии, художественной литературы и драматургии на английском языке. В конце 19 в. возникло ирландское литературное движение, представители которого писали на английском, но обращались к ирландским темам. Эти писатели объединились с целью основания Театра Аббатства в 1894, который пользовался поддержкой государства начиная с 1925. На сцене театра ставятся пьесы на английском и ирландском языках, в том числе произведения современных драматургов. Целый ряд известных ирландских литераторов творили за рубежом. Некоторым из них пришлось эмигрировать, потому что они не могли найти издателя или их работы были под запретом цензуры (введенной в 1929). Тем не менее к этим людям относятся в Ирландии с почтением. Цензура сошла на нет в 1960-х с назначением более либерально настроенных цензоров, а в 1967 был принят закон, по которому запрещенные книги могли быть опубликованы через 12 лет после запрета на их публикацию. Очень немного книг вновь подверглись цензуре после их выпуска. В особом почете у ирландцев поэзия. Некоторые писатели все еще пишут поэмы и романы на ирландском языка для избранной аудитории, а в Голуэе имеется поддерживаемый государством театр, где ставятся пьесы исключительно на ирландском языке. В Ирландии великое множество газет, общенационального и местного уровня, и издательств, хотя все они испытывают трудности в связи с конкуренцией, которую создает английская книжная и газетно-журнальная продукция.

Мало развиты традиции исполнения классических музыкальных произведений. Впрочем, имеется симфонический оркестр ирландского радио, исполняющий произведения в Национальном концертном зале в Дублине; определенной популярностью пользуется и опера, особенно в дни Уэксфордского оперного фестиваля, основанного в 1951. В то же время процветает народная ирландская музыка, и огромное множество профессиональных исполнителей и любителей выступают с концертами традиционной музыки. Многие музыкальные коллективы известны за рубежом, и сегодня наблюдается любопытное смешение традиционной ирландской музыки с произведениями в жанре поп-музыки и симфонической оркестровой музыки.

Недостаточно развито изобразительное искусство, хотя в Национальной галерее искусства в Дублине выставлена превосходная коллекция картин, скульптуры и графики, в которой отражены все главные европейские школы и история ирландской живописи начиная с 17 в. В Дублине располагается также Городской музей современного искусства.

Радио и телевидение. Радиовещание началось в Ирландии в 1926. В настоящее время ведущую роль играет государственная компания «Радио и телевидение Эйре» (RTE), имеющая две общенациональные сети и ряд региональных радиостанций. Имеется одна коммерческая общенациональная сеть радиовещания и 21 местная коммерческая станция. К ним следует добавить множество мелких локальных радиостанций. Телевидение начало развиваться в 1950-х, и первые сигналы были приняты со станций в Северной Ирландии, работа же RTE началась в 1961. Сегодня постоянные передачи ведутся по трем государственным каналам, из которых две ведут вещание на английском, а одна на ирландском языке. Достижением последнего времени является третий коммерческий канал, TV3. Ирландские телекомпании вынуждены импортировать многие программы, а во многих регионах передачи принимаются непосредственно из Северной Ирландии и Британии.

Спорт. В 1884 была основана Гаэльская атлетическая ассоциация, в задачи которой входило развитие традиционных ирландских спортивных игр. Сегодня наибольшей популярностью пользуются такие игровые виды, как ирландский футбол и травяной хоккей. Популярны и некоторые игры, заимствованные из Британии, среди них регби, соккер и гольф. Ирландцы выступают в международных соревнованиях по регби. Повсеместно распространены скачки и традиционные соревнования по верховой езде (преодоление препятствий, конный кросс и охота). Ирландские спортсмены показывают неплохие результаты в легкой атлетике.

ИСТОРИЯ

Основание государства. Ирландская Республика была основана 6 декабря 1922 и в то время получила название Ирландского свободного государства. С 1801 весь целиком остров Ирландия являлся частью Соединенного Королевства, и новое государство образовалось в результате войны за независимость, длившейся с января 1919 до заключения англо-ирландского договора в декабре 1921. По договору и конституции Ирландского свободного государства, новое государство соглашалось на разделение острова и присутствие британских вооруженных сил и принимало статус, аналогичный статусу Канады, в то время доминиона Британии. Этот статус означал, что ирландские члены парламента должны были приносить клятву верности короне, а по закону король или его представитель в Ирландии, генерал-губернатор, имел право роспуска правительства или отклонения законов, принимаемых ирландским парламентом. Эти монаршие права считались чисто формальными во всех частях Британской империи, включая Канаду, однако крайне раздражали ирландских республиканцев. После одобрения конституции ирландским временным правительством в 1922 началась жестокая гражданская война между сторонниками и противниками нового статуса страны. Лидером оппозиции был Имон де Валера, известный в прошлом республиканский лидер. Были сформированы военизированные группы, получившие название Ирландской республиканской армии (ИРА). Война закончилась полной победой армии Ирландского свободного государства в апреле 1923. Раскол общества во время гражданской войны окрасил в мрачные цвета все последующие годы. Во время войны страна потеряла двух своих наиболее уважаемых лидеров – Артура Гриффита (подписавшего договор) и Майкла Коллинза (военного деятеля времен войны за независимость). По конституции Ирландского свободного государства, страна имела парламентскую форму правления. Первые выборы в парламент выиграли выступавшие за договор республиканцы, которые впоследствии основали партию Куман на нГаэдхал. Эта партия сформировала новое правительство во главе с премьер-министром Уильямом Косгрейвом, который сумел вывести страну из состояния гражданской войны и оставался у власти до 1932.

После 1932 пост премьер-министра занимали Имон де Валера (Фианна файл, 1932–1947), Джон Костелло (Фине гаэл во главе многопартийной коалиции, 1948–1951), Имон де Валера (Фианна файл, 1951–1959), Шон Лемасс (Фианна файл, 1959–1966), Джек Линч (Фианна файл, 1966–1973), Лайэм Косгрейв (Фине гаэл/Лейбористы, 1973–1977), Чарлз Хоги (Haughey) (Фианна файл, 1982), Гаррет Фитцджералд (Фине гаэл/Лейбористы, 1982–1987), Чарлз Хоги (Фианна файл/Прогрессивные демократы, 1987–1989), Алберт Рейнолдс (Фианна файл/Лейбористы, 1989–1993), Джон Брутон (Фине гаэл/Лейбористы/Демократические левые), Берти Ахерн (Фианна файл/Прогрессивные демократы, с 1997 до настоящего времени).

Годы 1922–1932. Косгрейв занимался в основном устранением последствий колониального правления, но проводил свой курс с переменным успехом. Так, в 1925 специальная комиссия, назначенная Ирландией и Соединенным Королевством, не смогла определить новые границы с Северной Ирладией и включить области с преобладанием католиков. В то же время Соединенное Королевство согласилось взять на себя ирландскую часть государственного долга за период до 1922. Ирландия совместно с другими странами добилась успеха в 1931, вынудив Соединенное Королевство безоговорочно признать независимость доминионов. В 1923 Ирландия вступила в Лигу наций и занялась активной международной деятельностью.

Правительство Косгрейва не добилось успехов в своей консервативной экономической политике, а ее деятельность в области образования и развития национальной культуры расцениваются сегодня как чрезмерно националистическая по своему характеру. Гаэльский национализм играл чрезвычайно важную роль в движении за независимость, и после 1922 правительство попыталось возродить ирландский язык. При поддержке католической церкви оно проводило политику, направленную на культурную изоляцию страны; считалось, что все иностранное оказывает антицерковное и разлагающее влияние на население. Многие годы ирландская культура страдала от неприятия любых проявлений модернизма в искусстве, литературе, драматургии и кинематографии. Введенная в 1929 цензура проводила репрессивную политику, и творчество многих великих писателей современности было закрыто для ирландского читателя.

Правительство Де Валера. Имон де Валера, не принявший в 1922 образования Ирландского свободного государства, стал премьер-министром в 1932. В 1925 он отошел от экстремизма, а в 1926 основал партию Фианна файл. В 1927 он и другие члены этой партии принесли клятву верности королю и стали членами парламента. После выборов 1932 Фианна файл имела самую крупную фракцию в палате представителей и при поддержке лейбористов сформировала правительство. На следующих выборах 1933 она завоевала подавляющее большинство мест и смогла сформировать однопартийное правительство. Фианна файл оставалась у власти до 1948. Период с 1932 до 1939 был ознаменован продолжением политики культурной изоляции. Так, в 1933 была введена высокая пошлина на ввоз иностранной периодики, а в 1935 запрещена торговля контрацептивами. В новой конституции 1937, в составлении которой принимал участие премьер-министр, содержались специфически католические положения, в частности запрещавшие разводы. Правительство Де Валера устранило из конституции все места, где говорилось о связи Ирландии с Британией, в том числе требование клятвы на верность королю. В 1937 была принята новая, действительно республиканская конституция, в которой вместо должности генерал-губернатора вводился пост президента, избираемого населением страны. Статья 2 конституции утверждала, что территорией Ирландии является весь остров Ирландия, однако статья 3 признавала, что юрисдикция Ирландского государства распространяется, вплоть до момента объединения, только на 26 графств. Эти оговорки были исключены из конституции в 1998, что явилось одним из условий мирного урегулирования в Северной Ирландии. В июне 1938 первым президентом Ирландии стал Дуглас Хайд, кандидатура которого была поддержана всеми партиями. Хайд был основателей Гаэльской лиги в 1893 и пользовался всеобщим уважением за свои националистические взгляды. Де Валера спровоцировал таможенную войну с Соединенным Королевством, которая продолжалась до 1938. Наконец, он подавлял любые проявления фашизма и военизированного республиканизма. Парламент запретил ношение полувоенной одежды в общественных местах в 1934, а в 1936 ИРА была объявлена вне закона.

Вторая мировая война. Когда в 1939 разразилась война, правительство решило, что Ирландия будет сохранять нейтралитет, в частности, надеясь добиться тем самым объединения страны. Британский премьер Уинстон Черчилль действительно обдумывал вопрос о присоединении Северной Ирландии к Ирландии, чтобы обеспечить поддержку последней в войне, но не смог добиться согласия самой Северной Ирландии. Ирландский нейтралитет был достаточно благоразумным решением, но все же привел к ухудшению отношений с Британией и США. Многие ирландцы отправились в Британию, чтобы поступить на военную службу, и почти 200 тыс. работали на британских заводах и фермах во время войны.

Послевоенный период. На всеобщих выборах 1948 Фианна файл не смогла набрать большинства мест в парламенте, и в 1948–1951 было сформировано коалиционное правительство во главе с Фине гаэл, основанной в 1933 партией Куман на нГаэдхал, которая находилась у власти в 1922–1932. Премьер-министром стал Джон Костелло, и именно его правительство предложило в 1959 закон, объявлявший, что Ирландия является республикой и выходит из числа членов Британского Содружества наций. Костелло продолжил политику военного нейтралитета и не подписал Североатлантического договора в 1949. Де Валера вновь находился у власти в 1951–1954, а также в 1957–1959.

Экономические и социальные изменения после 1958. В 1945–1958, после короткого послевоенного бума, экономика вновь вошла в состояние застоя. В 1958 был принят пятилетний план развития хозяйства. Де Валера ушел в отставку с поста премьер-министра и был избран президентом, а его место занял Шон Лемасс, поддерживаемый партией Фианна файл. Министр промышленности и торговли в правительстве Де Валера, Лемасс был архитектором экономического роста в последующие годы. Процесс экономического изменения был отмечен все возраставшим оттоком сельского населения в города, особенно на западе страны, и постепенной секуляризацией всех областей ирландской жизни. Это сопровождалось уменьшением числа людей, для которых ирландский был основным языком общения. К 1966 гаэлоговорящих было всего 66 тыс., и это число с тех пор еще более сократилось. Правительство Джека Линча (1966–1973) поставило целью восстановить двуязычие и в 1972 начало радиовещание на ирландском, однако коалиционное правительство Фине гаэл и лейбористов 1973–1977 отменило ирландский язык в качестве обязательного предмета в школах и условия приема на работу в государственные учреждения. Тем временем в ирландской культуре шел процесс возрождения веры в собственные силы, а влияние церкви ослабло после II Ватиканского собора (1962–1965). Изменения сопровождались в 1960-х реформами в сфере образования, направленными на то, чтобы сделать среднее образование бесплатным и доступным для всех, а также введением новой школьной программы начального образования. Повысился уровень жизни, люди начали покупать машины, дома и телевизоры. Вместе с телевидением хлынула информация об американской и британской культуре.

Проблема Северной Ирландии. Начиная с 1960-х Ирландия изменила свой подход к Северной Ирландии. Ирландская Республика неизменно настаивала на объединении стран, но постепенно начала признавать, что это потребует конструктивных дипломатических шагов, а не категорических требований и ультиматумов. В 1965 Шон Лемасс первым из ирландских высших руководителей посетил Северную Ирландию; перед лицом разразившегося на севере насилия в 1968 правительство Ирландии предпочло поддержать мирный процесс, а не мятежников. Постепенно пришло понимание всей глубины антипатии сторонников унии к объединенной Ирландии, и в серии переговоров с британским правительством было признано, что любое решение проблем в Северной Ирландии должно учитывать культурные традиции как протестантской, так и католической общин, а также что будущее объединение Ирландии потребует согласия большинства населения Северной Ирландии. Было также признано, что политические институты Северной Ирландии должны быть устроены таким образом, чтобы исполнительная власть была поделена между протестантской и католической общинами. Ирландия должна иметь право представлять интересы национальной общины в Северной Ирландии перед правительством Соединенного Королевства. Должно быть расширено сотрудничество между севером и югом Ирландии в таких вопросах, как туризм и транспортное сообщение. Все эти принципы были впервые выражены в Санингдейлском соглашении 1972, которое не было выполнено из-за сопротивления сторонников унии в Северной Ирландии. Затем эти принципы были повторены в англо-ирландском соглашении 1985, англо-ирландской декларации 1993 и Соглашении на Великой пятнице 1998. Референдум, проведенный в Ирландии в 1998, исключил из конституции притязание на то, что Северная Ирландия является частью ирландской территории.

"ИРЛАНДСКАЯ РЕСПУБЛИКА," STUDENTS.BY

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
19/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!