АРН, ТОМАС АВГУСТИН
(Arne, Thomas Augustine) (17101778), английский композитор. Родился 12 марта 1710 в Лондоне в семье обойщика. Отец послал его в Итон для получения профессии юриста, однако Арн тайком стал брать уроки игры на скрипке у М.Фестинга и занялся композицией сочинил музыку к опере Розамунда (Rosamund) на либретто Дж.Аддисона (шла с громадным успехом в театре «Линкольнз-Инн»). После этого Арну-отцу пришлось примириться с тем, что сын станет музыкантом, а дочь Сьюзен Мэри (которая тоже принимала участие в постановке Розамунды) актрисой. Впоследствии знаменитый Дэвид Гаррик назвал Сьюзен Арн (в замужестве Сиббер) величайшей трагической актрисой своего времени. Арна пригласили в театр «Друри-Лейн», с которым он и сотрудничал большую часть жизни. Работая вместе с Гарриком, он сочинял музыкальные комедии и песни для шекспировских пьес, которые до сих пор не забыты благодаря ярким и выразительным мелодиям.
В 17381740 Арн создал три больших маски (специфически английский жанр драматической пьесы с музыкой): Комус (Comus), Суд Париса (The Judgement of Paris) и Альфред (Alfred); в последней содержится ода в честь Великобритании, ставшая известной во всем мире под названием Правь, Британия (Rule Britannia). Эти три маски вместе с более поздним сочинением того же жанра Волшебный принц (The Fairy Prince, 1771) составляют основу наследия Арна; большим успехом пользовалась и опера-сериа в итальянском стиле Артаксеркс (Artaxerxes, 1762). Вершина творчества композитора оратория Юдифь (Judith, 1761): превосходные хоры, красивые арии, мастерская драматургия этого сочинения ставят его в один ряд с крупнейшими произведениями Генделя в том же жанре. Правда, в отличие от Генделя, Арн был католиком и потому не сочинял музыку для англиканской службы; что же касается его католических композиций, то две мессы оказались утраченными, и сохранился лишь очень выразительный небольшой хор Libera me Domini из заупокойной службы, сочиненный Арном по случаю кончины его друга.
В 1759 Оксфордский университет присвоил Арну степень доктора музыки. Умер Арн в своем лондонском доме 8 марта 1778.
Большой интерес представляют сочинения Арна в инструментальных жанрах: 6 клавирных концертов, 8 увертюр, 8 упражнений для клавесина, 7 сонат для двух скрипок и генерал-баса. Большую помощь композитору в его творческой деятельности оказывала жена, Сесилия Янг, чье лирическое сопрано английский историк музыки Чарлз Бёрни оценил выше всех известных ему певческих голосов того времени. В целом Арна можно считать наиболее крупным и влиятельным английским композитором после Генри Пёрселла; между прочим, Бёрни, проводя сравнение между ними, в светских жанрах отдает предпочтение Арну за легкость, изящество письма и разнообразие музыкального содержания.
Врожденный мелодический дар сочетается у Арна с изобретательностью и безошибочным драматургическим чутьем как в комедии, так и в драме. Он был также искусным контрапунктистом, его увертюры содержат отличные фуги. Вероятно, Арн единственный профессиональный актер среди композиторов: в 1744 в Дублине он выступил в роли Генриха, принца Уэльского, в шекспировском Генрихе IV (вторая часть).
|