Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
БАТАРЕЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ, |
БАТАРЕЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ,
автономный источник постоянного тока, не связанный с машинным электрогенератором. Представляет собой преобразователь энергии в виде одного или нескольких элементов питания, не имеющий движущихся частей. Батареи электропитания преобразуют в электричество химическую, солнечную или ядерную энергию.
Батарея электропитания удобный переносный источник электроэнергии. Поэтому круг ее возможных применений практически не ограничен. Батареи электропитания используются в качестве источников питания для электросхем в автомобилях, двигателей электрокаров и электропогрузчиков. Они служат источниками питания для контрольно-измерительной аппаратуры, телеметрических и других систем искусственных спутников Земли, межпланетных космических станций, многоразовых воздушно-космических аппаратов. В своей повседневной жизни мы пользуемся батареями электропитания в аудио- и видеоаппаратуре, такой, как портативные радиоприемники и телевизоры, в электродрелях и электропилах, фотоаппаратах и кинокамерах, электробритвах, игрушках, слуховых аппаратах, электронных часах, калькуляторах и другом оборудовании. Основные характеристики батареи электропитания электродвижущая сила (ЭДС), предельная сила тока и емкость в ампер-часах. ЭДС одного элемента батареи составляет ок. 1,5 В. Чтобы получить более высокое напряжение (до нескольких сот вольт), нужное число элементов соединяют последовательно. Емкость батареи электропитания в ампер-часах равна произведению предельного тока на продолжительность разрядки. Например, если батарея может давать ток силой 3 А в течение 20 ч, то ее емкость равна 60 А Чч.До Второй мировой войны первичные ЭХГ использовались обычно в тех случаях, когда требовались источники тока малой мощности, а вторичные при большой потребляемой мощности. В настоящее время в распоряжении конструктора переносного электрооборудования имеется широкий спектр первичных и вторичных источников тока. См. также ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ; ТОПЛИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ.Во всяком ЭХГ имеются два электрода (положительный и отрицательный) и химическое вещество, называемое электролитом, в которое погружены эти электроды. В ЭХГ с наливными элементами используется жидкий электролит, а в т. н. сухих ЭХГ пастообразный. В ЭХГ обоих типов должно быть достаточно жидкости для протекания химической реакции. Свинцовая батарея недорога, имеет довольно большую ЭДС и хорошо сохраняет заряд. Она способна без повреждения давать кратковременно большой ток и очень хорошо подходит для пуска автомобильных двигателей. Ее можно сотни раз перезаряжать без ухудшения рабочих характеристик. Однако она приходит в негодность, если ее надолго оставляют разряженной. Железо-никелевый аккумулятор. Положительным электродом такого аккумулятора, предложенного Т.Эдисоном, служит оксид никеля, отрицательным железо, электролитом гидроксид калия. В процессе разрядки оксид никеля превращается в никель, железо в оксид железа, а электролит не меняется. Такой аккумулятор легче свинцового и не повреждается при хранении в разряженном состоянии. Его ЭДС меньше, чем у свинцового, и несколько понижается в ходе разрядки, в среднем составляя ок. 1,2 В. С учетом своего большого срока службы и сравнительно низких потерь он применяется главным образом в промышленном оборудовании. Никель-кадмиевый аккумулятор. Никель-кадмиевый аккумулятор допускает многократную перезарядку, сохраняет почти постоянной ЭДС в процессе разрядки и более неприхотлив, чем все другие аккумуляторы. Он хорошо работает при пониженных температурах и может быть герметизирован. Последнее означает, что его можно переворачивать вверх дном, не боясь пролить электролит; он не требует периодического добавления воды. Такие аккумуляторы обладают достоинством многократной перезарядки.В заряженном состоянии положительным электродом служит пероксид никеля, отрицательным металлический кадмий. Электролит гидроксид калия. Средняя ЭДС аккумулятора ок. 1,2 В. Никель-кадмиевые аккумуляторы широко применяются в малых переносных бытовых электроприборах в тех случаях, когда желательна возможность перезарядки. В качестве автомобильных они слишком дороги. Другие перезаряжаемые ЭХГ. Здесь мы скажем несколько слов о высокотемпературных аккумуляторах, полимерных аккумуляторах и топливных элементах. Высокотемпературные аккумуляторы работают при 300400° C; в качестве отрицательного электрода в них обычно используется металлический натрий или литий, в качестве положительного сера, хлор или сульфид железа. Они отличаются высокой плотностью мощности и энергии (в 24 раза больше, чем в свинцовых аккумуляторах) и, в перспективе, низкой стоимостью. Их широкому применению препятствуют значительное тепловыделение и коррозия. Полимерные аккумуляторы. В качестве возможного материала для электродов аккумуляторов исследуются такие недорогие и легкие электропроводящие полимеры, как полиацетилен и полианилин. Перезаряжаемые БЭ с проводящими пластмассовыми электродами в соответствующем электролите смогут, по-видимому, успешно конкурировать как со свинцовыми, так и с никель-кадмиевыми аккумуляторами. Топливные элементы. Топливные элементы отличаются от других ЭХГ в двух важных отношениях. Во-первых, они могут работать в непрерывном режиме без простоев для перезарядки, так как их активный материал подводится из внешнего источника. Во-вторых, их электролит в процессе работы не изменяется. Топливные элементы в принципе более экономичны и дешевы, чем другие ЭХГ, так как их активный материал представляет собой обычное топливо, а не металл особой очистки. Их теоретический КПД близок к 100%.Топливные элементы ожидает ряд применений, в которых важны их малые размеры и высокая экономичность. Они могут использоваться как автономные источники тока для автомобилей и катеров, электрогенераторы для индивидуальных домашних хозяйств, переносные силовые блоки для инструментов и другого оборудования. В топливных элементах одного из наиболее перспективных типов в качестве топлива используется газообразный водород, в качестве окислителя кислород, а электролитом служит гидроксид калия. Водород и кислород вводятся в элемент через пористые трубчатые электроды и вступают в реакцию окисления, образуя воду. С электродов снимается возникающее при этом напряжение. Исследуются возможности работы топливных элементов на еще более дешевых энергоносителях, таких, как бензин и природный газ. См. также ТОПЛИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ.Ядерная батарея электропитания состоит из радиоактивного источника, испускающего электроны с большой кинетической энергией, коллектора, собирающего эти электроны, и изолятора, сквозь который электроны проходят на пути к коллектору. Зажимы, предусмотренные на коллекторе и радиоактивном источнике, служат внешними выводами батареи. Накапливаясь на коллекторном электроде, отрицательно заряженные электроны заряжают и его. Поскольку электроны уходят с электрода радиоактивного источника, на нем остается положительный заряд. В результате между двумя электродами возникает ЭДС. Если к двум зажимам присоединить провод, то по нему пойдет ток от коллектора к радиоактивному источнику, так же, как и в случае ЭХГ. Ядерные батареи электропитания отличаются очень большими ЭДС, которые можно понижать при помощи электросхем деления напряжения. Такие генераторы тока применяются на искусственных спутниках Земли и межпланетных станциях, а также в труднодоступных точках на Земле для питания научной аппаратуры, длительное время работающей автоматически.
Дополнительные опцииПопулярные рубрики: |