Вывести на печать

РАЙЛ, ГИЛБЕРТ (Ryle, Gilbert) (1900–1976), английский философ, работы которого послужили главным стимулом развития современной философии сознания. Анализ сознания, проведенный Райлом, представляет собой лингвистическое исследование «менталистских» (т.е. относящихся к сознанию) терминов, таких, как «воображение», «желание», «память», «воля», «намерение», «решение» и «вера», и тех допущений или ошибок, которые приводят к их неправильному употреблению. Поскольку Райл связывал неправильное употребление этих терминов с работой конкретных философов и противопоставлял ему «обыденное» и эмпирически «здравое» словоупотребление («когда человек воображает что-то, все, что он в действительности делает, – это... и т.д.»), он был причислен вместе с Д.Остином к представителям лингвистической философии («философии обыденного языка»).

Райл родился в Брайтоне (графство Суссекс) 19 августа 1900. В 1925 он стал членом совета Крайст-Чёрч-колледжа Оксфордского университета, а в 1945 был удостоен должности заслуженного профессора. Во время Второй мировой войны служил в контрразведке. В 1948–1971 был редактором ведущего английского философского журнала «Майнд» («Mind»). Умер Райл в Уитби (графство Норт-Йоркшир) 6 октября 1976.

В своих рассуждениях Райл опирался на труды Э.Гуссерля, М.Хайдеггера и Л.Витгенштейна. Основная проблема, которую он ставит: «Что делает философский вопрос философским?» Ответ заключался в том, что философская деятельность состоит в развязывании своего рода интеллектуальных узлов, в частности – «категориальных ошибок» и других концептуальных подмен. Недоразумения, возникающие между различными дисциплинами и областями дискурса, можно разрешить за счет выделения логически различных категорий терминов или понятий. Например, слово «армия» отличается по типу от слова «дивизия». Не существует еще одной сущности, «армии», которая бы парила над составляющими армию дивизиями, находясь в некоем метафизическом резерве. Наиболее важные работы Райла на эту тему: Систематически дезориентирующие выражения (Systematically Misleading Expressions, 1931) и Категории (Categories, 1938).

К концу 1940-х годов Райл попытался «дать пример работы аналитического топора, разрубив какой-нибудь известный и внушительный гордиев узел». В результате появилась книга Понятие сознания (The Concept of Mind, 1949), в которой проводится критика взглядов Р.Декарта. По мнению Райла, декартовская концепция человека основана на «систематически неверных» употреблениях терминов «ментального ряда» и приводит к догме о «призраке в машине». В противовес Декарту Райл выдвигает тезис о том, что человек – разумное животное, а не бестелесный субъект сознания, эфемерный и обитающий в чуждом теле. Термины «ментального ряда» в действительности обозначают не таинственные призрачные события как бы «за сценой», но происходящие публично поступки, открыто высказываемые суждения и диспозиции, т.е. наклонности и способности определенным образом поступать и говорить. Например, если мы утверждаем, что студент понял сложные дроби, это вовсе не означает, что мы сообщаем о каком-то таинственном и интимном озарении. Мы фиксируем его способность решать соответствующие задачи. При установлении того, действительно ли студент что-то понял, его самонаблюдение («интроспекция») не является ни необходимым, ни достаточным.

Среди других книг Райла – Дилеммы (Dilemmas, 1954); Разумное животное (A Rational Animal, 1962); Развитие взглядов Платона (Plato's Progress, 1966); Деятельность мышления (The Thinking of Thoughts, 1968) и Собрание работ (Collected Papers, 1971).


Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
06/12/2019

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!