Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
АНАКСАГОР (ок. 500 ок. 428 до н.э.), древнегреческий философ-досократик, родился в Клазоменах в Малой Азии. В молодости (в 480 до н.э., возможно, с войском Ксеркса) прибыл в Афины. Анаксагор не только распространял здесь свое учение, но вошел в группу окружавших Перикла интеллектуалов и оказал влияние на личность и воззрения этого государственного деятеля. В 450 или 432 до н.э. Анаксагор был обвинен в неблагочестии, но с помощью Перикла ему удалось бежать в Лампсак в Малой Азии, где он продолжал проповедовать свое учение до конца своих дней и умер, окруженный всеобщим уважением. Как и другие представители ионийской школы, Анаксагор занимался астрономией и биологией, а также историей, политикой и, возможно, географией. Он утверждал, что Солнце это раскаленный докрасна камень, «размером превосходящий Пелопоннес», лунный свет рассматривал как отражение солнечного. Земля, по мнению Анаксагора, представляет собой плоский диск; упорядоченный космос возник из первоначального хаоса, причем жизнь зародилась во влаге. Анаксагор считал, что все формы органической жизни обладают душой и в различной степени причастны космическому разуму, а восприятие возникает вследствие возбуждения органов чувств. Концепции такого рода были характерны для ионийской школы в целом, однако метафизика Анаксагора содержала новый отправной пункт: разделяя убеждение Эмпедокла, что физический мир представляет собой «смесь», Анаксагор пришел к выводу, что этой «смесью» управляет множество пропорций, и именно различием в них определяются различия в физических вещах. Кроме того, у элеатов он позаимствовал принцип бесконечной делимости и, следовательно, неделимости; эта теория предполагала существование материального континуума, первоначально однородной смеси, впоследствии разделившейся, где пропорции всех вещей постоянно меняются, а сами вещи так и не достигают полного отделения друг от друга. Вещи нельзя разделить, «словно разрубив топором», и потому «во всем есть частица всего». Силу, управляющую космическим процессом, Анаксагор именует нусом (умом), причем нус у него не только начинает космическое вращение, но знает все вещи и их упорядочивает.
|
|