Вывести на печать

АШВАГХОША (санскр. ), буддийский поэт, драматург, философ и проповедник, живший в 1–2 вв. Родился на севере Индии в брахманской семье, предположительно в г. Айодхье (совр. Аудх), получил превосходное образование, а затем обратился в буддизм, вероятно в школе сарвастивады, был учеником Паршвы (или его ученика Пуньяяшаса) и, согласно Васубандху, даже помогал Катьяянипутре писать комментарий Махавибхаша к абхидхармическому наследию сарвастивадинов. Махаянисты, однако, называют его в числе своих основных авторитетов – наряду с Нагарджуной и Арьядэвой. Китайские и тибетские историки сообщают, что он писал к своим стихам музыку, нередко возглавляя группы бардов, исполнявших в людных местах буддийские «стансы» о тщете и суете существования. Ему приписывалось множество произведений, из которых подлинными являются, вероятно, лишь три.

Поэма Буддачарита (Жизнь Будды) сохранилась в санскритском оригинале в 17 «песнях», в китайском и тибетском переводах – в 24. Поэма лишена типичных для позднего периода высокой поэзии (кавья) усложненностей, равно как и преувеличений в описаниях Будды, характерных для более поздних «махаянских пуран» вроде Лалитавистары (3–4 вв.). Среди наиболее экспрессивных сцен – описания встреч царевича Сиддхартхи со старцем, больным и покойником, определивших его решение уйти из мира, уход из царского дворца и низложение демона Мары. Вместе с тем, поэма Ашвагхоши, тщательно изучившего тексты Трипитаки, позволяет восстановить картину религиозной и философской жизни Индии эпохи Будды, прежде всего облик аскетических, шраманских кружков и их учителей (глава 12 предлагает поэтическую реконструкцию учения Арада Каламы, первого наставника Будды – одну из самых ранних версий санкхьи, в которой еще отсутствует учение о трех гунах).

Саундарананда (О Нанде и Сундари) принадлежит к произведениям «украшенной» куртуазной поэзии. Ее основной сюжет: Нанда, сводный брат Будды, горюет из-за разлуки со своей возлюбленной Сундари, но постепенно начинает осознавать суетность земных желаний (Будда убеждает его в том, что его избранница так же безобразна в сравнении с небесными нимфами-апсарами, как обезьяна в сравнении с ней, а затем, когда он желает уже апсару, Ананда наставляет его в том, что даже радости, даруемые небесными женщинами, – такая же суета, как и удовольствия, даруемые женщинами земными). В результате Нанда предается созерцательной практике и становится архатом.

Ашвагхоша был автором одной из первых санскритских пьес – Шарипутра-пракараны, по сюжету которой Будда обращает своих будущих знаменитых учеников Шарипутру и Маудгальяяну. Пьеса сохранилась лишь во фрагментарнах.

Ашвагхоша – одна из значительных фигур, определивших эволюцию индийского буддизма в направлении махаяны. В Буддачарите, где излагается первая проповедь Будды о страдании, основатель буддизма говорит о «пустотности» тела, сам он – «владыка мира» – прямо указывает на «широкий путь», проложенный предшествовавшими буддами. Нанда в другой поэме также не ограничивается собственным освобождением, но, подобно тем, кто следует «путем бодхисаттвы», преисполнен сострадания ко всем существам (махакарунья) и желает извлечь их из океана страдания.

См. также АБХИДХАРМИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ ; АРХАТ; АТМАН; БОДХИСАТТВА; БУДДА И БУДДИЗМ; ГУНЫ; САРВАСТИВАДА; ТРИПИТАКА; ШУНЬЯТА.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
18/11/2017

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!