Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
КАБАНИС, ПЬЕР ЖАН ЖОРЖ (Cabanis, Pierre-Jean-Georges) (17571808), французский философ и врач, последователь Кондильяка, известен как приверженец т.н. «механистического материализма». Родился 5 июня 1757 в Конаке (Коррез). В 1771 обосновался в Париже. В 1777 начал изучать медицину, а в 1789 написал работу Степень достоверности медицины (Degr de certitude de la mdicine). В период революционного террора скрылся, но ко времени создания Национального института наук и искусств (1795) вернулся и был принят в секцию «Анализ ощущений и идей». Друг и личный врач Мирабо. Вращался в кругу философов Дидро, Даламбера, Кондорсе, Кондильяка, Гольбаха, был знаком с Джефферсоном и Франклином. В 1797 стал сенатором. В 1802 выпустил первую часть главного своего труда Отношение физического и духовного в человеке (Rapport du physique et du moral de l'homme). В 1804 написал сочинение Взгляд на революции и на реформу медицины (Coup d'oeil sur les rvolutions et sur la rforme de la mdicine); в эту же пору начал писать и Письмо к Фориелю о первых причинах (Lettre Fauriel sur les causes premires; опубликовано только в 1824). Кабанис принадлежал к направлению, развитому Кондильяком; вместе с Дестютом де Траси и Вольнеем был основателем т.н. «идеологии», науки о происхождении идей, и входил в число «идеологов» ( les idologues). В отличие от Кондильяка полагал, что философия должна начинать с анализа не внешних, а внутренних чувств. Утверждал, что человеческие способности исследуются философами в отрыве от их связи с живым телом, при этом именно физиология может придать наукам о морали недостающую им достоверность. Был убежден, что медицина призвана быть главной силой, способной облегчить долю человечества и принести ему счастье.Концепцию Кабаниса отличает тенденция к агностицизму: человеку, полагал он, не дано знание первопричин мира; он может лишь определенным образом классифицировать наблюдаемые факты и выводить принципы. Но в Письме к Фориелю его позиция претерпела изменения: Кабанис признал, что, хотя о высшем существе нельзя сказать что-либо с определенностью, потребности человеческого духа, стремление преодолеть пределы опыта побуждают полагать существование такого существа и верить в бессмертие души. Умер Кабанис в Рюэй-Мальмезоне (Валь-д'Уаз) 5 мая 1808.
|
|