Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ВЕЛИКОВСКИЙ, ИММАНУИЛ (Velikovsky, Immanuel) (18951979), американский историк. Родился 10 июня 1895 в Витебске (Белоруссия) в семье известного гебраиста. Изучал право и древнюю историю в Московском свободном университете, медицину в Харьковском и Московском университетах. После получения степени доктора медицины (1921) эмигрировал в Германию, где учился в Цюрихском и Венском университетах. Изучал психоанализ в Вене у Вильгельма Штекеля. В 1939 переехал с семьей в Нью-Йорк в надежде завершить работу над книгой Сновидения Фрейда (Dreams Freud Dreamed), в которой основное внимание было уделено Моисею, Эхнатону и Эдипу. В ходе исследований обратил внимание на один из ключевых памятников египетской письменности папирус Речения Ипувера, египетского мудреца. Египетский папирус, который его переводчик Алан Гардинер датировал концом эпохи Среднего царства, описывает ряд событий, практически идентичных «казням египетским», упомянутым в Книге Исхода. В числе этих бедствий потоки крови, лавина камней и огня; загрязнение Нила, в котором вода стала зловонной и непригодной для питья; падеж скота и гибель урожая; наступление длительного периода тьмы, сопровождавшегося грохотом и свирепыми ветрами; бегство рабов, завладевших драгоценностями богатых египтян; и кульминация катастрофы разрушительное землетрясение. Эти и другие поразительные совпадения между библейским и египетским текстами заставили ученого выдвинуть гипотезу, что рассказ в Исходе не был вымыслом или легендой, но представлял собой отчет об имевшей место катастрофе, сходным образом описанной египтянами и израильтянами. В египетском и древнееврейском текстах описан катаклизм всемирного масштаба; вскоре поразительно сходные описания были обнаружены в преданиях других народов Европы, Азии, Океании, Африки и Нового Света. Все эти описания катастрофы, хотя и различались в деталях и мифологическом антураже, совпадали в двух главных пунктах: во-первых, кардинально трансформировалось положение Земли на орбите: «восток» и «запад» поменялись местами, а во-вторых, причиной катастрофы стало некое небесное «божество». О том, что ниспославшими катастрофу великими «богами» в действительности были планеты, недвусмысленно заявляли многие античные авторы начиная с Платона. Что касается конкретной планеты, то и здесь наблюдалось полное единодушие: на небосклоне возникла Венера. Поначалу она явилась в виде огромной «кометы», рожденной, как считалось, Юпитером. Она вызывала страх, и даже спустя тысячелетие люди (особенно в обеих Америках) старались ее умилостивить с помощью жертвоприношений. В конечном счете Венера утратила свойства кометы и перешла на стационарную орбиту. Впрочем, хотя еще Августин писал, что во времена Моисея и Иисуса Навина «яркая звезда Венера... изменила цвет, размер, форму и курс, чего не было никогда ни раньше, ни позже», Великовский, основываясь на относящихся к первому тысячелетию библейских, исторических, геологических и мифологических источниках, пришел к заключению, что прежде чем Венера стабилизировалась на своей нынешней орбите, она вплотную приблизилась к Марсу. Это вызвало смещение орбиты Марса и в период 776687 до н.э. стало причиной ряда катастрофических сближений Марса и Земли. Тезис Великовского о том, что «исход» действительно имел место в указанные в Библии сроки и совпал с завоеванием Египта племенами гиксосов, привел к кардинальному пересмотру хронологии. При сопоставлении Библии с традиционной историей Египта бросается в глаза, что египетские хроники ни в одном пункте не совпадают с библейскими текстами, в то время как библейские описания Египта не имеют аналогов в египетских хрониках (тот же парадокс наблюдается и при сопоставлении греческих и египетских хроник с 7 по 4 вв. до н.э.). Более того, попытки археологов синхронизировать египетские и местные хронологии в европейских странах и на Ближнем Востоке привели к возникновению локальных «темных веков» растянутых на многие столетия периодов полного отсутствия памятников письменности и материальной культуры, равно как и признаков взаимодействия соседних культур до и после этого «провала в истории». Пересмотр хронологии позволил заполнить «темные века» и синхронизировать множество событий. Так, выяснилось, что рассказ о путешествии египетской царицы Хатшепсут в Пунт детально совпадает с описанием посещения царицей Савской царя Соломона, а описание сокрушительного поражения Рамсеса II при Кадеше совпадает с описанием разгрома Нехо II в битве с Навуходоносором при Кархемише. Гипотезы Великовского были изложены в четырех исследованиях Столкновение миров (Worlds in Collision, 1950), Века хаоса (Ages in Chaos, vol. 13, 19521978), Земля в шоке (Earth in Upheaval, 1955) и Эдип и Эхнатон (Oedipus and Akhnaton, 1960). Хотя идеи автора вызвали большой интерес в научной среде, а его книга Столкновение миров долго оставалась в списках бестселлеров, концепцию Великовского отвергли почти все крупные астрономы и археологи-востоковеды.Умер Великовский в Принстоне (шт. Нью-Джерси) 17 ноября 1979.
|
|