Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
БРУНИ, ФЕДОР АНТОНОВИЧ (17991875), русский художник. Родился в Милане 10 июня 1799 в семье итало-швейцарского художника, мастера декоративной живописи и реставратора Антонио Бруни. После того как отца пригласили на работу в Россию и семья обосновалась в Петербурге (1807), учился в Академии художеств (18091818) у таких строгих классицистов, как А.И.Иванов, А.Е.Егоров и В.К.Шебуев. Жил в Петербурге, а в 18181836 и 18381841 в Италии. Испытал влияние художественной культуры итальянского Ренессанса. Подобно А.А.Иванову и К.П.Брюллову, стремился к искусству больших идей, рациональному по форме, но наполненному стихийно-романтическим, иррациональным содержанием. Сблизившись в Риме с кружком княгини З.А.Волконской, написал ее поэтически-мечтательный портрет в костюме Танкреда, героя поэмы Освобожденный Иерусалим Т.Тассо (1820). Напротив, другая его римская картина Смерть Камиллы, сестры Горациев (1824) создана в безупречно классицистической манере, как театр риторически-красноречивых жестов и поз. Гражданская героика Камиллы существует в творчестве Бруни параллельно чувственному лиризму таких полотен, как Вакханка и Амур (1828). Наконец, обе линии этический норматив и экстатически-тревожное, непредсказуемое чувство сходятся в знаменитом Медном змие (18251841; все картины в Русском музее, Петербург). Эта многофигурная библейская драма с Моисеем, исцеляющим свой народ от укусов ядовитых змей с помощью их волшебного медного подобия, составляет достойную параллель к Последнему дню Помпеи Брюллова, тем паче, что брюлловская картина во многом и писалась как ответ на монументальный вызов Бруни. Попутно художник создал большой цикл офортов на темы русской истории, изданных в 1839 в виде альбома.В многочисленных картонах и рисунках для росписей Исаакиевского собора (18411845), «Шахматного зала» Эрмитажа (18451853) и храма Христа Спасителя в Москве (18581860; все эти подготовительные материалы хранятся в основном там же) Бруни показал себя крупным мастером монументально-декоративного искусства, стремящимся органически продолжить стилистические традиции Возрождения. Занимал крупные административные посты, будучи хранителем картинной галереи Эрмитажа (18491864), профессором (с 1836) и ректором (18551871) Академии художеств, а также директором ее мозаичного отделения (с 1866). Резко разошелся в поздний период с новым художественным поколением: его стиль воспринимался как сухая эклектика. Однако в итоге возвышенный пафос лучших вещей Бруни оказался непосредственным преддверием символизма. Умер Бруни в Петербурге 30 августа (11 сентября) 1875.
|
|