Вывести на печать

АРГУНОВЫ, семейство русский архитекторов и художников, искусство которых представляет творчество русских крепостных мастеров. Все члены этого семейства были крепостными графов Шереметевых.

Федор Леонтьевич Аргунов (1716–1754), старейший из них, учился в петербургской Канцелярии от строений, входя в «живописную команду» А.М.Матвеева; круг его работ до сих пор четко не установлен.

Иван Петрович Аргунов (1729–1802), его двоюродный брат, учился, вероятно, у Федора Леонтьевича, а также у немецкого живописца Г.К.Гроота, долго работавшего в России. Вместе с последним писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца (1747). Занимал видное положение при графе П.Б.Шереметеве, будучи управляющим его дворцов в Петербурге и Москве. Вошел в художественную традицию прежде всего как видный мастер барочного портрета. Его парадные композиции – сперва несколько жестковатые, потом все более мягкие и живописные по колориту (И.И.Лобанов-Ростовский и Е.А.Лобанова-Ростовская, 1750–1754, оба – в Русском музее, Петербург; П.Б.Шереметев и А.П.Шереметева, 1760-е годы, Останкинский дворец-музей, Москва; посмертные портреты Б.П. и А.П.Шереметевых, 1768, Музей-усадьба Кусково, Москва), – достаточно эффектны. Более значительны его камерные произведения, выделяющиеся задушевно-лирическим обаянием (автопортрет и портрет жены мастера, которые раньше считались образами «неизвестного скульптора» и его жены, 1760-е годы, Русский музей; Девочка-калмычка Анна Николаевна, 1767, Музей-усадьба Кусково; Неизвестная в русском костюме, 1784, Третьяковская галерея). Уже в 1750-е годы его мастерская играла важную педагогическую роль (среди его учеников были его сыновья, а также А.П.Лосенко). В поздние годы занимался исключительно хозяйственными делами, принимал участие в строительстве Останкинского дворца.

Николай Иванович Аргунов (1771 – после 1829) учился у отца, в 1790-е годы совершенствовал мастерство, копируя картины Эрмитажа. В 1816 получил вольную. Был высокоодаренным портретистом, соединившим принципы классицизма с предромантическими веяниями. Наиболее известны исполненные им образы крепостных актрис (Т.В.Шлыковой-Гранатовой, 1789; а также П.И.Ковалевой-Жемчуговой в красной шали, 1802, и полосатом халате, 1803, все в Музее-усадьбе Кусково).

Федор Семенович Аргунов (ок. 1732 – ок. 1768), двоюродный брат Ивана Петровича, учился, вероятно, у С.И.Чевакинского, был видным представителем барокко, одним из зодчих дома Шереметева на Фонтанке в Петербурге (1750–1755), автором ряда живописных построек в Кусково (кухонный флигель, 1755; павильон «Грот», 1755–1775; и, возможно, оранжерея, 1761–1764).

Павел Иванович Аргунов (ок. 1768 – 1806), один из сыновей Ивана Петровича, учился рисованию и черчению у отца, под его руководством выстроил оранжерею в Останкино (1790). С 1793 возглавлял строительство знаменитого дворца-театра (по проектам Ф.Кампорези и др.). Оформил ряд интерьеров, разместив там художественные коллекции, участвовал в разбивке парка. В его творчестве возобладал классицизм.



АРГУНОВЫ
Федор Леонтьевич Аргунов
Иван Петрович Аргунов
Николай Иванович Аргунов
Федор Семенович Аргунов
Павел Иванович Аргунов
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
18/11/2017

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!