Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ПРОКЛ (410485), греческий философ, представитель т.н. афинской школы неоплатонизма. Родился в Константинополе в семье ликийского адвоката, после его рождения родители вернулись из Византии в Ксанф (Ликия), где Прокл и получил первоначальное образование. В дальнейшем учился у Олимпиодора Старшего (в Александрии), Плутарха и Сириана (в Афинах), преемник последнего на посту главы (диадоха) Платоновской Академии, основанной в 387 до н.э. В этом качестве Прокл пребывал до конца жизни, которую посвятил развитию системы Ямвлиха, греческого философа 3 в., а также комментариям к диалогам Платона. Сохранилось большое количество текстов Прокла, хотя часть его наследия все же была утеряна. Среди самых известных его сочинений комментарии к платоновским Тимею, Пармениду, Государству, Кратилу, Алкивиаду I. Из оригинальных философских произведений Прокла необходимо выделить Богословское элементарное учение (из 211 тезисов, в рус. традиции изданий Прокла Первоосновы теологии); О богословии Платона; О десяти сомнениях касательно промысла; О промысле, судьбе и о том, что в нас; Об ипостасях зла (последние три трактата сохранились только в латинском переводе Вильгельма из Мёрбеке, сделанном в 13 в.). Проклу принадлежит и ряд научных сочинений: Физическое элементарное учение (в рус. традиции Первоосновы теологии); комментарий на 1 кн. Элементов Евклида; Обзор астрономических положений. Наконец, среди его сочинений Эклоги из халдейской философии; О жертвоприношении и магии; схолии на Труды и дни Гесиода; семь гимнов богам (к Солнцу, к Афродите, к музам, ко всем богам, к ликийской Афродите, к Гекате и Янусу, к многомудрой Афине) и две эпиграммы, одну из которых он сочинил для общего надгробия себе и своему учителю Сириану. Учение Прокла оказало значительное влияние на последующую схоластическую средневековую мысль, в частности через Псевдо-Дионисия Ареопагита (5 в.), а на арабском Востоке через приписывавшуюся Аристотелю Книгу причин (перелагавшую Проклово Богословское элементарное учение). Прокл несомненно обладал обширными познаниями в философии Платона, Аристотеля и неоплатоников, а также во всем цикле оккультных наук. Самого себя он считал реинкарнацией неопифагорейца Никомаха. Как и Ямвлих, Прокл считал, что душе присуща внутренняя способность единения (отождествления) с Единым (которое, как и у Ямвлиха, делится на абсолютное и неименуемое Единое и другое Единое, источник всех иерархических порядков бытия). Экстаз достигается с помощью неразрушимого эфирного светового тела, а также продвижением (восхождением) души по ступеням добродетели (Любовь, Мудрость и Вера).Своей систематизацией неоплатонизма Прокл заслужил наименование величайшего схоласта античности. Как систематизатора его прежде всего отличает последовательное применение принципа триады. Триадическому членению подвергается у него и само Единое. Процесс эманации на каждой из его ступеней (во всех иерархических порядках) Прокл делит на три момента: 1) пребывание в себе, 2) выступление из себя, 3) возвращение из инобытия обратно в себя. Из первоединого выступают Числа (Единицы, Единичности), которые суть сверхсущие и непостижимые боги и источник провидения. За Числами следует сфера Ума, которая членится у Прокла по триадическому принципу. Ниже Ума расположена сфера Души, соединяющая сверхчувственный и чувственный миры и делящаяся на божественные, демонические и человеческие души. См. также ПЛОТИН; ПОРФИРИЙ; ЯМВЛИХ; НЕОПЛАТОНИЗМ.
|
|