Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ (ок. 1130 ок. 1182), церковный деятель, религиозный мыслитель. Кирилл, епископ Туровский (г.Туров в Киевском княжестве) был авторитетнейшей фигурой в средневековой Русской Церкви. Уже современники называли его «вторым Златоустом». Родом из богатой семьи. Став монахом Борисоглебского монастыря, придерживался наиболее суровых аскетических практик (затворничества, столпнического заточения). Среди его сочинений Слово на Фомину неделю, Слово о премудрости, Повесть о белоризце и мнишестве, Притча о человечестей души и о телеси и др. В религиозной антропологии Кирилла решающим критерием в оценке всех аспектов человеческой жизнедеятельности служил критерий сотериологический. Подлинный смысл и значение имеет только то, что способствует достижению спасения единственной существенной цели человеческого бытия. Поэтому Кирилл отдавал решительное предпочтение «ангельскому житию», монашескому пути. Только подвиг смиренномудрия, который должен осуществить инок в своем служении, позволяет пройти тем единственно верным, «узким путем», который ведет к спасению. Смиренномудрие важнейшая христианская добродетель и одно из центральных понятий патристической литературы. Смиренномудрие предполагает такое состояние души, при котором христианский подвижник, даже и стяжая благодать Святого Духа аскетическим подвигом, не только не замыкается от мира в достигнутом совершенстве, но глубоко переживает как греховность мира, так и свою нравственную ответственность (в буквальном смысле «за грехи мира») и свое личное, человеческое несовершенство. «Нет места чистого в нем, все скверна», говорил Кирилл Туровский о «мирском» человеке. Но с традиционно-канонической позиции, которой всегда был верен Кирилл, именно ради этого грешного человека принял страдания и крестную смерть Христос, и о спасении души человеческой молит Господа каждый христианский подвижник. Человек для Кирилла центральная фигура мироздания, «венец творения». Он наделен свободой воли и сам должен принять «правду», возвещенную Спасителем. Кирилл развивал учение о «стройном разуме» как возможном для человека духовном состоянии, при котором достигается гармония между мышлением и верой и которое неразрывно связано с духовно-нравственным опытом личности.
|
|