Вывести на печать

НИЛ СОРСКИЙ (в миру Николай Майков; ок. 1433–1508), церковный деятель, внесший выдающийся вклад в теорию и практику русского монашества.

Родился в Москве. В юности был «скорописцем», т.е. переписчиком книг. Постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, приобщившись там к жизни и учению «заволжских» (т.е. монашествующих на другом – по отношению к Москве – берегу Волги) старцев. Совершил путешествие в Палестину и Константинополь; долго пробыл на Афоне, всецело проникшись впечатлениями аскетизма, молитвенного «умного делания». Испытал глубокое воздействие византийского исихазма, в том числе идей Симеона Нового Богослова (11 в.) и Григория Синаита (14 в.). Вернувшись на родину (между 1473 и 1489), основал обитель поблизости от Кириллова. Идеалом монашеской жизни стало для него не характерное в ту пору для России скитское житие (небольшими группами иноков), которое Нил считал наилучшим, «царским путем» аскезы в сравнении с общежитием (киновией) и отшельничеством. Сурово осуждал роскошь церковного убранства, «серебро и злато», всякого рода «стяжание», т.е. экономическую экспансию церкви в мир, считая, что монахи должны довольствоваться исключительно плодами собственного труда. Не одобряя фанатического изнурения плоти, призывал сосредоточиться на внутреннем мире души, усмиряемой в ее греховных порывах посредством «умной», психологически-сконцентрированной молитвы; проповедовал также мягкость в отношении к еретикам, считая тех из них, кто раскаялся, «мучениками».

Пропаганда терпимости, а в особенности «нестяжания» вызвала резкое неприятие у церковного большинства, хотя царской власти (в лице Ивана III) идеи Нила – в том, что касалось лишения монастырей их недвижимого имущества, – были вполне симпатичны. Так или иначе борьба, разгоревшаяся на соборе 1503, куда Нил был призван, завершилась поражением «нестяжателей» и победой «иосифлян», т.е. сторонников Иосифа Волоцкого, отстаивавшего противоположные принципы. На раннем этапе этой борьбы Нил Сорский скончался (7 мая 1508). Наиболее ревностным продолжателем его дела выступил князь-инок Вассиан Патрикеев.

Написанные Нилом монастырский устав, Предание ученикам, духовные послания и завещание принадлежат в лучшим образцам религиозной словесности русского Средневековья. См. также ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ, СВ.; МОНАШЕСТВО.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
20/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!