Вывести на печать

ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА, литературное общество в Париже (1927–1940), созданное по инициативе Д.С.Мережковского и З.Н.Гиппиус. Названо по аналогии с одноименным петербургским обществом 1819–1820, с которым тесно связана литературная юность А.С.Пушкина. Собрания парижской «Зеленой лампы» проходили по воскресеньям в квартире Мережковских. Программа предусматривала чтение доклада на литературную, философскую, реже – общественную тему и последующую дискуссию. Материалы первых пяти заседаний опубликованы в журнале «Новый корабль» (1927–1928). Доклады в дальнейшем печатались в виде статей, а о заседаниях извещала краткая заметка в периодике.

Общество объединяло почти всех заметных литераторов и мыслителей Зарубежья. С ним в разное время были связаны И.Бунин, М.Алданов, А.Ремизов, В.Ходасевич, Н.Тэффи, Г.Иванов, Г.Адамович, философы Н.Бердяев, Л.Шестов, Г.Федотов, критик К.Мочульский. Основное место в дискуссиях, проводимых «Зеленой лампой», занимал вопрос о причинах исторической катастрофы, постигшей Россию, и путях ее преодоления, об отношениях между русской культурой метрополии и эмиграции, о сути опыта жизни в изгнании и его уроках. Формулируя программу деятельности общества, Мережковский на первом заседании говорил, что оно призвано внушать «веру сквозь зеленый цвет надежды. Веру в свободу, с надеждой, что свобода и Россия будут одно». Ситуация, когда эти понятия антиномичны, была, согласно инициаторам «Зеленой лампы», самым трагическим следствием потрясения, пережитого Россий в 20 в.

Проблему миссии русской литературы в изгнании поставила Гиппиус, заявившая, что между двумя ветвями русской культуры, подвергнутой насильственному разделению, сохраняется живая связь и что литература эмиграции, обладая – впервые за всю историю писательского слова в России – неподдельной свободой, должна максимально использовать эту свободу, которой лишена литература в СССР.

Большое внимание уделялось на заседаниях общества тем «неохристианским» концепциям, которые и в публицистике, и в художественных произведениях развивал Мережковский, встречая энергичное противодействие Бердяева и его сторонников. Столь же оживленно обсуждалась тема, сформулированная в докладе (1929) Адамовича Конец литературы, положившем начало долгой дискуссии о преобладающей важности «человеческого документа» или художественно полноценного свидетельства как основного критерия при оценке новейших произведений. Цикл заседаний посвящался дискуссии о причинах ширящегося идейного влияния большевизма и судьбах молодого поколения эмиграции.

Как сформулировал Мережковский, общество, созданное для дискуссии о путях русской литературы, не могло не касаться более широких вопросов в силу природы этой литературы, никогда не замкнутой в своих границах. Деятельность общества прекратилась в условиях военного времени.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
19/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!